Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Страница 2

Понятие культуры межнационального общения можно рассматривать двояко: как предписания, правила по которым следует действовать всем людям в межнациональном общении и как личную способность адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними.

В науке существуют толкования культуры межнационального общения как социального явления и как качества личности. Так как повседневная жизнь и социальная действительность определяют границы, нормы, требования к деятельности и поведению людей, то следует сначала обратить внимание на культуру межнационального общения как на социальное явление.

Абдулатипов Р.Г. утверждает, что культура межнационального общения, являясь необходимым атрибутом любой сферы межнациональных отношений, по природе своей есть феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическое, нравственное существо национальных отношений [1].

Султанбаева К.И. трактует культуру межнационального общения как межэтническое взаимодействие во всех значимых сферах общественной жизнедеятельности посредством обмена, перенятия лучших образцов культуры, стереотипов поведения с одновременным стремлением распространить «свое» «чужим» этносам, отдельным их представителям [52].

Некрасова А.Н. констатирует, что понятие «культура межнационального общения» выражает особенности и сложности национальной сферы, отражает изменения и рост национального самосознания людей и ни столько констатирует политическую систему общества в целом, сколько обуславливает в нем правовые основы граждан разных национальностей, защиту их национального достоинства [39].

В научной литературе предлагаются следующие определения культуры межнационального общения как качества личности:

• совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [61];

• способность к преодоление национального нигилизма, национального невежества, национальной застенчивости, национального снобизма, изоляционизма, чувства национального превосходства [18];

• готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях [41];

• способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением [22];

• уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, их традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми различных норм в многонациональной среде [9].

И.И. Серова предлагает рассматривать культуру межнационального общения как систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей [50].

Все выше приведенные определения представляют собой список знаний, умений, способностей, которыми должен обладать человек с высоким уровнем рассматриваемого нами личностного образования, кроме последнего, которое мы возьмем за основу в своем исследовании. Оно полно и лаконично отображает суть культуры межнационального общения как качества личности, указывает на системность и результат функционирования этого качества, то есть на то, для чего оно собственно нужно современному человеку.

Поэтому при анализе функций культуры межнационального общения как качества личности мы исходили из того, что функция - это такое отношение части к целому, при котором часть обеспечивает существование или какую-нибудь форму проявления целого [58].

В самой формулировке определения культуры межнационального общения И.И. Серова отмечает три функции: функция взаимодействия, функция взаимопонимания и функция взаимовлияния.

Ученые В.И.Буренков, Н.Е. Иванюшкин определили следующие функции культуры межнационального общения:

• регулятивная функция, которая помогает человеку самостоятельно воспринимать и реагировать на общественные требования, вырабатывать способ поведения с учетом общегуманистических ценностей и национально-специфических норм;

• функция показателя состояния интернационально-патриотической работы в коллективе;

• функция одного из критериев оценки уровня развития личности [7]. В.П. Комаров называет шесть функций, рассматриваемого нами качества:

1) развитие мировоззренческой культуры;

2) познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Понятие об игре
Игра — наиважнейшая, универсальная сфера "самости" ребенка, в которой идут мощные процессы "само": самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
По первому направлению на выявление уровня понимания значений слов были получены следующие результаты. С заданием № 1 на понимание целостных словосочетаний, которые ребенок мог много раз слышать, справились 90% детей в экспериментальной группе, у 10% детей возникли значительные трудности с выполнен ...

Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные форм ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru