Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Страница 5

1) интерес к истории, культуре, литературе, науке другого народа;

2) потребность в освоении языка, истории, литературы, науки другого народа;

3) желание развития отношений с людьми другой национальности. Внутренние признаки:

1) потребностно-мотивационного характера: уважение к многонациональному народу Росси и любовь к Отечеству; ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитания в себе интернационального и гражданского сознания и чувств;

2) этнического характера: проявление тактичности к человеку; готовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения; формирование умения преодоления конфликтных ситуаций, мелких неурядиц;

3) деятельностно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность, супружество; умение восторгаться успехами людей другой национальности; развитие благородного чувства национальной гордости;

4) мировоззренческого характера: понимание совместной жизнедеятельности людей разных национальностей; непримиримое отношение к проявлению национализма, шовинизма и расизма; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу; глубокое уважение ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям; обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов на стыке разных религий;

5) интеллектуально-эмоционального характера: отношение к людям другой национальности по работе, учебе, в быту; отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности; реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой национальности [31].

Анализ имеющихся в научной литературе показателей культуры межнационального общения как качества личности, позволил нам выделить наиболее объективные и реально измеримые признаки сформированности компонентов рассматриваемого качества, как:

1) национальное самосознание;

2) ориентация на общечеловеческие ценности;

3) интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов;

4) отношение к представителям иного народа и его культуре;

5) практические поступки.

Таблица № 2

Критерии культуры межнационального общения как качества личности

Критерии

Признаки

Национальное самосознание

1) самоидентификация по национальному признаку; 2) положительное отношение к национальной истории и культуре; 3) бережное отношение к национальным ценностям и традициям.

Ориентация на общечеловеческие ценности

1) следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие, честность, патриотизм, гуманизм и т.п.; 2) принятие общечеловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.

Интерес к истории, науке, литературе, культуре других народов

1) желание посещать выставки народного творчества; 2) желание читать книги, смотреть фильмы и передачи о культуре и истории разных народов; 3) желание принимать участие в национальных праздниках и др.

Отношение к представителям иного народа и его культуре

1) понимание и принятие другой культуры; 2) мирное, дружеское отношение к людям других национальностей; 3) желание развить отношения с людьми других национальностей; 4) уважение к людям другой национальности их культуре и истории.

Практические поступки

1) соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении; 2) интегрирование культурных традиций при общении представителей разных национальностей; 3) индифферентное поведение при общении с людьми других национальностей.

Уточнение этих критериев проводилось в диагностическом эксперименте, описанию которого посвящен следующий параграф.

Структурно-функциональная модель культуры межнационального общения представлена в виде схемы 1.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новости образования:

Этапы и организация детей при обучении дизайну
Н.И. Комоед предлагает всю работу по дизайн – деятельности делить на этапы. [3, с.21] На первом этапе существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности ...

Янош Больяи
Больяи (Бояи, а также Бойаи) Янош (15.12.1802-27.1.1860)- венгерский математик и военный инженер. Родился в Коложваре (ныне Клуж-Напека, Румыния), Его отец Фаркаш (Вольфганг) Больяи - профессор математики и поэт (9.2.1775-21.11.1856), друг К. Ф. Гаусса. Фаркаш Больяи строго доказал, что равновелики ...

Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru