Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития

Страница 4

Чтобы вызвать активную деятельность детей, педагог при помощи образного или поэтического слова раскрывает содержание песни, игры, пьесы для слушания, активизирует воссоздающее воображение ребенка - вызывает в нем образы, вовлекает его в «мысленное действие» в соответствии с действительным или предполагаемым сюжетом музыкального произведения.

В результате этого восприятие музыки ребенком становится эмоционально-осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Процесс формирования музыкального вкуса включает следующие этапы:

- восприятие музыкального произведения в целом;

- осмысление его содержания;

- исполнение произведения, если оно возможно;

- простейший анализ музыкального произведения.

Практически он проявляется:

а) в оценке произведения;

б) в стремлении слушать произведения, отвечающие высоким художественным требованиям;

в) в испытании эстетического наслаждения от восприятия и исполнения этих произведений.

Одновременно в активной музыкальной деятельности детей развиваются их музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности.

Основными музыкальными способностями считаются те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. По мнению психолога Б.М. Теплова, таких способностей три:

1. Ладовое чувство;

2. Музыкально-слуховые представления;

3. Музыкально-ритмическое чувство.

Ладовое чувство - это способность эмоционально воспринимать музыку. Она проявляется в любви к слушанию музыки, в узнавании музыкального произведения, в чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховое представление - это способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти.

Музыкально-ритмическое чувство - способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить ее характер, настроение в движении. Здесь проявляется координация слуховых и двигательных центров.

Разные музыкальные способности развиваются у детей неодинаково. Может отставать проявление всех способностей. Педагог в процессе обучения обязан выяснить, под влиянием каких факторов это происходит - неблагоприятных анатомо-физиологических задатков, несобранности внимания, стеснительности и т. д., и принять меры к их устранению, в частности, позаботиться о музыкальном окружении такого ребенка, систематически проводить с ним индивидуальную работу.

Л.А. Григорян в своей работе «От трех до семи» пишет: «Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов, без участия которых не может быть решена ни одна самая элементарная задача, стоящая перед ребенком. Поэтому процесс обучения имеет решающее значение в деле развития и воспитания музыкальности» [17, С. 24].

Рассмотрим вторую задачу музыкального воспитания детей.

Для того чтобы добиться ее успешного осуществления, необходимо систематически работать над развитием детского голоса и чувства ритма, формированием певческих навыков, воспитанием у детей слухового внимания. Дети должны сосредоточенно и сознательно воспринимать музыку в процессе слушания. Когда ребенок поет, двигается, происходит как бы упражнение его органов чувств. Чтобы обучение ребенка шло успешно, надо развивать его музыкальные способности, учитывая при этом имеющиеся задатки. Важно обратить внимание на строение слухового аппарата ребенка, рта и носовой полости, речедвигательного аппарата, на свойства нервной системы. Организм ребенка дошкольного возраста очень пластичен и легко поддается воздействию обучающего.

В процессе обучения необходимо следить, как выполняет задания вся группа детей и каждый ребенок в отдельности, т. е. осуществлять индивидуальный подход. Если тот или иной ребенок не справляется с заданиями, нужно выяснить, в силу каких причин это происходит. Иногда наблюдений музыкального руководителя и воспитателя бывает недостаточно. В таких случаях следует проконсультироваться с врачом, побеседовать с родителями. Педагог должен стремиться к тому, чтобы самыми различными методическими приемами добиваться от каждого ребенка более тонкого слышания музыки, более четкого пения и согласованности движений с характером музыкального произведения. В процессе обучения надо воспитывать у ребенка умение преодолевать возникающие трудности, желание самостоятельно выполнять задания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков во внеучебное время
Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [ 9 ] Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых в ...

Эмпирические методы
Анкетирование относится к опросным методам, которые проникли в педагогику из социологии и называются еще социологическими. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами [22]. Анкетирование – также один из наиболее распространенных ...

Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника
Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если неправильно использовать вилку и нож ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru