Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития

Страница 5

О. П. Радынова считает, что: «Музыка, звучащая на занятии, в зависимости от своего характера воздействует на ребенка возбуждающе или успокаивающе. Она организует возбужденного ребенка, привлекает к деятельности стеснительного, заторможенного. Подвижность нервной системы ребенка развивается путем смены видов деятельности, изменения характера музыки. При целенаправленном воздействии педагога ребенок активно воспринимает музыку, начинает лучше петь и двигаться, что позволяет ему своевременно усвоить содержание программы» [32, С. 23].

Рассмотрим третью, наиболее сложную задачу музыкального воспитания - развитие художественно-творческих способностей ребенка. Педагогическая наука считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения - активной целенаправленной деятельности. На музыкальных занятиях детям предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождает их внимание и силы для творческой деятельности.

В пении творческие проявления выражаются в воспроизведении голосом услышанных музыкальных звуков, импровизации коротких попевок и развернутых мелодий на заданный текст. Предлагаемые педагогом тексты должны быть краткими (не более 4 строк) и образными. В игре на металлофонах продуктивное творчество проявляется в сочинении детьми шести-семи лет несложных жанрово-определенных мелодий - маршевых, плясовых, колыбельных.

Проявление творческих способностей наблюдается и в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов песен под пение педагога; исполнении танцев, сочинении плясок-импровизаций; инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов, сочинении своих собственных сказок.

В музыкально-ритмической деятельности, отвечающей активной природе ребенка, ему значительно легче, чем, например, в пении, проявить инициативность в передаче характера музыкального произведения, в отображении тех или иных музыкальных образов. Овладев техникой выполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.

В России проблему творчества как фактора развития личности ребенка в последние десятилетия рассматривали следующие ученые: Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, П.А. Чичерина, К.В. Тарасова, Л.В. Горюнова, Г.С. Ригина, А.Н. Зимина. В их исследованиях отмечается, что процесс воспитания и развития творческих способностей ребенка протекает в тесной взаимосвязи с обучением умению воспринимать художественный образ данного произведения.

С.Н. Беляева-Экземплярская пишет: «Творческие способности детей развиваются на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку и выразительно петь, в ходе выполнения сначала простых, а затем более сложных творческих заданий» [3, С. 156].

Таким образом, задачи музыкального воспитания осуществляются путем активной музыкальной деятельности детей в процессе их обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новости образования:

Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Чтобы проанализировать эффективность разработанного тематического материала были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении первой группы, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 9-11 класс и практические работы из того же учебника ...

Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматическог ...

Уровни умения решать задачи
Исходя из того, что познавательная область является для процесса обучения главной, то для определения качества достижения целей важно такое понятие, как уровень усвоения. В современной педагогике в качестве показателей обученности определяют уровни усвоения знаний и умений, состояние видов активной ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru