Путь Роберта Оуэна

Страница 1

Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне (Уэльс) в семье лавочника. Окончив приходскую школу в 1779, он работал помощником в мануфактурной лавке (1780), у торговца сукнами в городе Стемфорде в Линкольншире (1781), приказчиком в крупном суконном магазине в Лондоне (1784-1788), служил в мануфактурной лавке в Манчестере (1788). Уже в 1789 году Роберт Оуэн организовал самостоятельное предприятие (3 машины и 3 рабочих) для выделки пряжи и сырья. Так же всё это время Оуэн активно продолжал обучаться самостоятельно. С 1790 по 1794 год он подружился с такими передовыми представителями интеллигенции и купечества Манчестера как известный физик и химик Джон Дальтон, Кольридж, доктор Персиваль, Фультен. Стал членом литературно-философского общества, и управлял крупной фабрикой для выделки тонкой пряжи (фабрика Дринкуостера, 500 рабочих, Манчестер).

В 1794-1796 годах он стал компаньоном Черлтонской бумагопрядильной компании, создал хлопкопрядильную фабрику, разработал новые методы обработки хлопка и приобрёл торговые связи в Англии и Шотландии [1.5, по состоянию на 13.04.12].

По делам фабрики Оуэну часто приходилось бывать в Шотландии в Глазго, большом промышленном городе на реке Клайд. В одну из таких поездок он познакомился с Каролиной Дейл, дочерью Дэвида Дейла, богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланарк близ Глазго. Их знакомство привело к браку. В 1799 году Оуэн переселился в Нью-Ланарк, где в январе 1800 года стал совладельцем (вместе с несколькими манчестерскими капиталистами) и управляющим бывшей фабрики своего тестя. Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. До 1806 года он сблизился с наиболее продвинутыми рабочими, провёл ряд преобразований на фабрике (постройка нового жилья для рабочих, борьба с алкоголизмом, учреждение лавок и столовой), опираясь на общие собрания рабочих и комиссии. Рабочий день был сокращён до 11 ¾ часа, были устроены ясли, площадка, школа для маленьких детей и начальная школа [1.7, по состоянию на 13.04.12].

С 1806 по 1809 годы Роберт Оуэн разработал первый проект « Нового института для формирования характера»; боролся с компаньонами, противодействовавшими реформам.

В 1812-1814 годах организовал новую компанию, в состав которой вошли философ-утилитарист Бентам, квакеры Аллен Уокер, Фостер, Гиббс. В это же время Оуэн написал и издал своё первое произведение «Новый взгляд на общество или Опыты о принципе формирования человеческого характера». На совещании фабрикантов в Глазго выступил по вопросу об улучшении положения рабочих и детей, занятых на производстве, и, встретив полное равнодушие аудитории, покинул совещание. Доклад свой разослал членам парламента и опубликовал в газетах. Агитировал за законодательное ограничение рабочего дня; опубликовал и широко распространил литературные работы, речи и прочие статьи, в которых, обращаясь к чувству справедливости и трезвому расчёту господствующих классов, призывал к борьбе с пауперизмом и к защите детей от эксплуатации. Опубликовал брошюру «Замечания о последствиях фабричной системы».

В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который запрещал использование труда детей моложе 10 лет, ограничивал рабочий день для подростков до 18 лет до 10 ½ часов и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение [1.13, по состоянию на 13.04.12].

В 1816 году Роберт Оуэн разработал «План» борьбы с пауперизмом и безработицей через «поселения единения и сотрудничества», в которых всё население занято попеременно в сельском хозяйстве, мастерских и на фабриках. Опубликовал «Доклад комитету для облегчения положения бедняков» и письмо к британским фабрикантам «О пользовании трудом детей». Опубликовал в газете «Таймс» социалистический план переустройства общества (создание коммун, построенных на основе общности производства и распределения). Переиздал брошюру Джона Беллерса «Предложение о создании трудовых колледжей» (1696), в которой был развёрнут план помощи безработным, сходный с планом Оуэна. Выступил в Лондоне с двумя публичными докладами, обличавшими все существующие религии. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей [1.14, по состоянию на 13.04.12]

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Формирование эстетической культуры учащихся
Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенк ...

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Взгляды педагога на мир
Как известно, философские знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru