При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила, о которых надо помнить при организации работы. Такими общими правилами работы с учебником являются следующие:
- знакомство с учебником;
- обучение приемам работы с ним;
- этапность в обучении приемам работы;
- обучение приемам работы с различными компонентами учебной книги (с каждым в отдельности и в сочетании).
Знакомство школьников с учебником географии по новому курсу проводится на первом уроке. Учитель предлагает прочесть название учебника, фамилии авторов, о которых рекомендуется сообщить учащимся некоторые сведения. Объясняет название учебной книги, раскрывает структуру и построение учебника, указывает различные его компоненты.
Важно с самого начала научить школьников правильно ориентироваться в учебнике, работать с содержанием, уметь видеть всю структуру учебника.
При знакомстве с содержанием учитель дает -1 краткую характеристику каждому разделу и бегло раскрывает темы, которые им предстоит изучить в течение года. Обращается внимание на красочные рисунки обложки, так как они подсказывают содержание учебной книги.
В организации работы с учебником географии нужно различать несколько этапов:
1) усвоение приема работы с учебником проводится под руководством учителя;
2) учитель дает указания, работа школьников носит полусамостоятельный характер;
3) школьники самостоятельно работают с учебником по заданиям учителя[6;45].
Работа с учебником включает работу с учебным текстом, вопросами, заданиями и иллюстративным материалом, работу одновременно с несколькими компонентами учебника.
Первая и основная задача - научить школьников сознательному чтению учебного текста, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки сознательной самостоятельной познавательной деятельности в области географии. Важно, чтобы учащиеся научились понимать географический текст, усвоили его главную особенность – неразрывную связь с географической картой.
Многие приемы работы с текстом являются межпредметными. Например, шестиклассникам, приступающим к изучению географии, знакомы такие приемы, как простое воспроизведение текста, деление текста на части, составление простого плана, ответы на вопросы по тексту, выделение в нем существенного (главной мысли), установление причинно-следственных связей. Поэтому работу с текстом учебника целесообразно начинать с проверки приемов, которыми учащиеся уже владеют.
Кроме этого, существуют другие приемы работы с текстом. Одним из таких приемов работы с текстом учебника в 6-м классе является объяснительное чтение, с помощью которого достигается понимание географического текста.
Объяснительное чтение проводится при изучении наиболее сложных и трудных тем в любом курсе школьной географии и преследует цель сообщения новых знаний, более глубокого понимания учебного материала и привития умения сознательного чтения. Очень важно по ходу чтения указывать на компоненты содержания (теоретический материал, описание объектов и явлений, факты, объяснение причин явлений и процессов).
Работа в классе протекает следующим образом: изучаемый материал делится на смысловые части и читается учащимися. Новые термины, понятия, названия объясняются и записываются учителем на доске, учащимися - в тетрадях. Географические объекты показываются на карте.
Содержание каждой смысловой части анализируется по вопросам и заданиям учителя и пересказывается. В заключение излагается самое главное содержание темы. Этот прием занимает почти целый урок, но он эффективен и гораздо облегчает подготовку домашнего задания. Объяснительное чтение, к примеру, можно использовать при изучении такой сложной темы в 6-м классе, как «Градусная сетка». Учащиеся по пунктам читают параграф. Записывают в тетради и объясняют новые слова (географические полюса, экватор и параллели, меридианы и градусная сетка). По ходу зачитывания определения учитель на глобусе показывает эти понятия и выясняет с помощью приведенных ниже вопросов и заданий, как школьники усвоили тему.
Новости образования:
Основные принципы исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию
В основе исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию лежит сопоставление результатов обучения с другими компонентами процесса. Исследование требует выяснения влияния каждого из компонентов на результаты обучения, сопоставления друг с другом нескольких процессов, в которых одни ...
Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму
музыкального искусства России – пение
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет. Великий князь Владимир привез и ...
Педагогические идеи Роберта Оуэна в его работе «новый взгляд на общество
или опыты об образовании человеческого характера»
«Утописты, мечтающие о быстрой реформе рода человеческого, не знают истории человеческой души, но эти самые утописты необходимы: только их пламенным рвением движется этот медлительный процесс, и новая идея, хотя медленно и трудно, но все же входит в характер человека и человечества. Без этих утопис ...