Методы и приёмы работы с учебником по географии

Педагогические практики » Приёмы работы с учебником на уроках географии » Методы и приёмы работы с учебником по географии

Страница 2

- Что называют географическим полюсом? экватором? параллелью? меридианом? градусной сеткой?

- Определить по глобусу, сколько градусов содержит меридиан от полюса до экватора; сколько градусов имеет ближняя к полюсу параллель; сколько градусов имеет параллель, ближняя к экватору.

- Показать на глобусе или карте полушарий любой меридиан и определить, какие материки и океаны он пересекает с юга на север.

- На какие полушария разделяют земной шар экватор и начальный меридиан[13;143]?

Для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе проводится выборочное чтение текста с целью отбора и выделения необходимого материала для ответов на вопросы. Применяются следующие приемы работы:

1) нахождение того или иного определения понятия (например, меридиана, параллели);

2) нахождение ответа на вопрос, на который содержится прямой ответ в тексте (например, по теме «Равнины» в 6-м классе ответ на вопрос «Какие равнины различают по абсолютной высоте?» имеется в учебном тексте);

3) нахождение ответа на вопрос, когда требуется осмыслить текст (например, по теме «Работа текучих вод» на задание «Докажите, что текучие воды изменяют рельеф равнин и гор» нет прямого ответа в учебнике и учащиеся должны осмыслить текст и на его основе сделать вывод);

4) нахождение в тексте объяснения географического явления (например, причин вулканизма), установление географических связей и зависимостей (например, принципов размещения химической, легкой промышленности);

5) формулировка выводов (например, сделать вывод о факторах формирования климата).

По тексту учащиеся выполняют различные самостоятельные работы, важнейшая из них - составление развернутого плана изучаемой темы. У учащихся вырабатывается умение выделять из прочитанного главное, отмечать наиболее характерное в географическом объекте и явлении, устанавливать логическую связь и последовательность в учебном материале, делать выводы и сводить материал (обобщать) в единый план, излагать по этому плану[17].

Для составления развернутого плана по теме выделяют основные ее положения. Объясняется, как пользоваться аппаратом ориентировки (подзаголовками, различием в шрифтах, делением на абзацы). На первых порах ученики выполняют работу под руководством учителя, а затем самостоятельно.

На основе текста учебника, карт, иллюстративного материала составляются сравнительные характеристики объектов и явлений. Составление сравнительных характеристик способствует развитию логического мышления, анализа и синтеза, умений найти и отобрать материалы, найти главное и установить причины, которые определяют черты сходства и различия.

Для работы с учебным текстом особенно характерны задания на одновременное использование текста и карт, сопоставление данных карт и текста, выделение дополнительных к карте сведений, найденных в тексте. Карта – способ отображения действительности в виде пространственной модели. В (Приложениях 1, 2) представлена классификация карт Г.Ю. Грюнбергу, А.В. Даринскому. Целесообразно также выводы, полученные на основе анализа карт, сопоставлять с текстом. С текстом сопоставляются не только карты, но и иллюстративный материал учебника[3;152].

Приемами работы с учебным текстом также являются графическое выражение текста (составление структурных и классификационных схем, таблиц и другой графики), оформление учебного материала в виде тезисов, конспектов, самостоятельное изучение учебного материала. По текущей информации и дополнительной литературе ученики готовят географические информации, сообщения, рефераты и доклады.

Использование учебника сопровождается словарной работой. Перед учителем стоит задача - систематически развивать и обогащать речь учащихся, пополнять их словарный запас прочным знанием необходимых географических терминов, понятий, названий. Новые слова записываются на доске, объясняется их значение. Учащиеся записывают новые термины, понятия, названия в рабочие тетради.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Формы организации учебной работы в начальных классах
Форма — это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятии, организацию учебной деятельности учители и учащихся. Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникае ...

Протест
На третьем-четвертом году жизни мир ребенка, характеризующийся его неотделимой от взрослого позицией, превращается в мир «Я», для построения которого необходима выработка собственной внутренней позиции ребенка. Для того чтобы впоследствии установить новые, более высокие взаимоотношения с окружающим ...

Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru