Работа по вопросам и заданиям учебника включает работу со всеми его компонентами (текстом, рисунками и т. д.), картами атласа[11;80].
Важное значение имеет работа с иллюстративным материалом учебника. В учебниках даются задания и разъяснения под рисунками. Они направляют познавательную деятельность учащихся. Опытные учителя дополняют эти задания, дают варианты к ним. Важна подготовка заданий и специальных вопросов, направленных на выявление в рисунке географического содержания и специфики.
Иллюстрации используются на различных этапах процесса обучения (при проверке знаний, изучении нового материала, его закреплении, обобщении и систематизации знаний).
Работа с иллюстрациями обязательно должна сочетаться с работой на карте. Наиболее распространенная форма работы с иллюстрациями - беседа, в ходе которой учитель направляет учащихся на рассмотрение рисунков и вычленение характерных признаков, объектов и явлений[15;211].
Работа с учебником должна усложняться от класса к классу. В средних классах чаще практикуется объяснительное чтение, выборочное чтение, составление простого и развернутого планов. В старших классах - графическое выражение текста, сопоставление текста с картой и иллюстративным материалом, составление тезисов, конспектов, самостоятельная подготовка докладов, рефератов, сообщений.
Особое внимание надо обратить на работу школьников при подготовке домашних заданий. Нужно, чтобы ученик сознательно относился к любому компоненту школьной книги и использовал это при работе с учебником. Это возможно, когда учащиеся на уроках овладеют приемами работы с различными частями учебной книги.
При работе с учебником необходимо соблюдать следующие требования:
1) систематическое использование учебника на всех этапах обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний;
2) целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника;
3) поэтапное усложнение видов работы с учебником;
4) применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др. [16;223].
Учитель и учащиеся должны прочно усвоить, что в учебнике нет ничего лишнего, и надо научить работать школьников со всеми компонентами и элементами учебной книги.
В практике обучения учителя недостаточно обращают внимание на анализ учебного текста, больше - на иллюстративный материал; школьники при подготовке домашних заданий, как правило, ограничиваются чтением текста, не обращая внимания на другие структурные компоненты учебника.
Новости образования:
Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому подде ...
Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития
образовательного идеала
Идеал (греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Впервые в теорию это понятие ввел Кант. По Канту, идеал не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применит ...
Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Будущий социальный педагог оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить о ...