Статистические показатели предлагаются не для заучивания. Методику работы впервые разработал Н.Н. Баранский. Её порядок заключается в следующем:
прочесть заголовок,
прочесть единицу измерения,
прочесть заголовки строчек и граф,
читать по строчкам и графам с округлением цифр,
сделать вывод о том, что узнаешь.
Статистические показатели представлены в учебниках географии в виде абсолютных, относительных величин и коэффициентов.
Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например размеры территории, численность населения. Они выражаются в:
Натуральных единицах измерения (тонны, килограммы, километры, квадратные метры…).
Условно-натуральных (тонны условного топлива).
Стоимостных (дают денежную оценку социально-экономическим явлениям и процессам).
Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.
Коэффициенты – показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений. В учебниках географии этот вид статистических показателей представлен коэффициентами увлажнения, специализации экономических районов, темпами роста промышленного производства и населения и др.
Формы работы со статистическими материалами:
сбор необходимых статистических показателей;
сравнение статистических характеристик;
определение обобщающих статистических показателей;
анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах;
построение графиков, диаграмм, составление таблиц.
Сбор необходимых статистических показателей можно продемонстрировать на примере работы с календарём погоды.
Учебник по курсу «География материков» предусматривает работу учащихся по анализу статистических характеристик в климатических диаграммах и графиках. Задания учебника требуют определить ход температур, примерную амплитуду температурных колебаний, годовое количество осадков, их распределение по сезонам, а затем по сочетанию климатических показателей и тип климата.
Анализ графиков и диаграмм требует сравнительно высокого уровня развития мышления учащихся.
Действия по проведению анализа:
- определение обозначений осей координат;
- определение масштаба, отмеченного на осях;
- количественный анализ показателей графика (диаграммы);
- качественный анализ графика (диаграммы),
Важным методическим приемом осуществления качественного анализа является сравнение. Например, сравнение неизвестного типа климата с климатическими условиями своей местности.
В курсе физической географии понятие «климат» больше дифференцируется на основе работы с обобщающими статистическими показателями: коэффициентом увлажнения, суммарной солнечной радиацией, поглощенной солнечной радиацией, испаряемостью. Изучение этого материала требует с систематической работы с учебником, где подробно разъясняет значение каждого показателя, последовательность действий по его определению, выполнение практических задач с использованием соответствующих показателей. [5;142]
Таким образом, можно заключить, что работа со статистическими материалами в курсах физической географии эффектней при следующих методических условиях:
а) систематической работе с учебником;
6) актуализации межпредметных связей с математикой;
в) наличии красочных, наглядных описаний климатических погодных явлений;
г) тесной увязке наблюдений за погодой с понятиями «погода и «климат»;
д) проведении сравнения погоды и климата различных участков Земли и своей местности.
В методике формирования приемов учебной работы учащихся велико значение упражнений и самостоятельных работ. От их правильной последовательности и полноты в значительной мере зависит успех обучения. Важно также определить место самостоятельных работ в изучении нового материала. Так, некоторым приемам обучают на основе ранее усвоенных знаний - определению координат, описанию гор, равнин по карте и т. д. Такой подход характерен для начального этапа изучения географии, когда идет усвоение общих географических понятий, накопление опорных знаний.
Новости образования:
Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...
Теоретические основы введения целых неотрицательных чисел
Число - это важнейшее математическое понятие, возникнув в простейшем вице еще в первобытном обществе, понятие числа изменялось на протяжении веков, постепенно обогащаясь содержанием по мере расширения сферы человеческой деятельности и связанного с ним круга вопросов, требовавшего количественного оп ...
Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения
отношения к своей профессии
Теоретическое представление о воспитании - это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат - в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...