Работа с учебниками физической географии

Страница 4

Статистические показатели предлагаются не для заучивания. Методику работы впервые разработал Н.Н. Баранский. Её порядок заключается в следующем:

прочесть заголовок,

прочесть единицу измерения,

прочесть заголовки строчек и граф,

читать по строчкам и графам с округлением цифр,

сделать вывод о том, что узнаешь.

Статистические показатели представлены в учебниках географии в виде абсолютных, относительных величин и коэффициентов.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например размеры территории, численность населения. Они выражаются в:

Натуральных единицах измерения (тонны, килограммы, километры, квадратные метры…).

Условно-натуральных (тонны условного топлива).

Стоимостных (дают денежную оценку социально-экономическим явлениям и процессам).

Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.

Коэффициенты – показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений. В учебниках географии этот вид статистических показателей представлен коэффициентами увлажнения, специализации экономических районов, темпами роста промышленного производства и населения и др.

Формы работы со статистическими материалами:

сбор необходимых статистических показателей;

сравнение статистических характеристик;

определение обобщающих статистических показателей;

анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах;

построение графиков, диаграмм, составление таблиц.

Сбор необходимых статистических показателей можно продемонстрировать на примере работы с календарём погоды.

Учебник по курсу «География материков» предусматривает работу учащихся по анализу статистических характеристик в климатических диаграммах и графиках. Задания учебника требуют определить ход температур, примерную амплитуду температурных колебаний, годовое количество осадков, их распределение по сезонам, а затем по сочетанию климатических показателей и тип климата.

Анализ графиков и диаграмм требует сравнительно высокого уровня развития мышления учащихся.

Действия по проведению анализа:

- определение обозначений осей координат;

- определение масштаба, отмеченного на осях;

- количественный анализ показателей графика (диаграммы);

- качественный анализ графика (диаграммы),

Важным методическим приемом осуществления качественного анализа является сравнение. Например, сравнение неизвестного типа климата с климатическими условиями своей местности.

В курсе физической географии понятие «климат» больше дифференцируется на основе работы с обобщающими статистическими показателями: коэффициентом увлажнения, суммарной солнечной радиацией, поглощенной солнечной радиацией, испаряемостью. Изучение этого материала требует с систематической работы с учебником, где подробно разъясняет значение каждого показателя, последовательность действий по его определению, выполнение практических задач с использованием соответствующих показателей. [5;142]

Таким образом, можно заключить, что работа со статистическими материалами в курсах физической географии эффектней при следующих методических условиях:

а) систематической работе с учебником;

6) актуализации межпредметных связей с математикой;

в) наличии красочных, наглядных описаний климатических погодных явлений;

г) тесной увязке наблюдений за погодой с понятиями «погода и «климат»;

д) проведении сравнения погоды и климата различных участков Земли и своей местности.

В методике формирования приемов учебной работы учащихся велико значение упражнений и самостоятельных работ. От их правильной последовательности и полноты в значительной мере зависит успех обучения. Важно также определить место самостоятельных работ в изучении нового материала. Так, некоторым приемам обучают на основе ранее усвоенных знаний - определению координат, описанию гор, равнин по карте и т. д. Такой подход характерен для начального этапа изучения географии, когда идет усвоение общих географических понятий, накопление опорных знаний.

Страницы: 1 2 3 4 

Новости образования:

Сущность познавательного интереса школьников
Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой – пассивен. Любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. В обучении мотивация выражается в принятии учеником ...

Джироламо Саккери
Критика евклидовского обоснования геометрии, продолжалась на протяжении нескольких веков и ставшая особенно острой в 19 столетии, привела к попыткам нового дедуктивного построения геометрии, отвечающего современным требованиям науки. Одним из ученых, предвосхитивших неевклидову геометрию, был италь ...

Роль музеев в воспитательной деятельности общества
Музей – это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из п ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru