Работа с учебниками физической географии

Страница 3

Для определения системы приемов по курсам физической географии необходимо:

а) выявить ведущие понятия, курсов физической географии и определить систему действий для их самостоятельного изучения школьниками;

б) установить основные методы физико-географической науки и пути их отражения в школьной географии;

в) предусмотреть преемственность между курсами географии и распределить приемы по годам обучения.

Кроме того, нужно учесть возрастные возможности усвоения, задачи развивающего обучения.

Учебники физической географии рассматривают значение изучаемых природных объектов и явлений, географического положения. Этот материал помогает школьникам осознать и значение соответствующего приема учебной работы. Так, в учебнике VI и VII классов рассказано, зачем нужно изучать географическое положение материка, рельеф, климат и др.

Важный, компонент обучения - четкая постановка цели овладения приемом. Подчеркнем, что цели изучения географического положения, компонентов природы, природных комплексов, природных ресурсов являются типовыми и поэтому поддаются запоминанию учениками. Это позволяет использовать их в качестве ориентира в самостоятельной деятельности школьников как в классе, так и при выполнении домашних заданий. Описание целей обучения включает:

а) указание на необходимость усвоения приема;

б) на его возможную связь с другими приемами;

в) на состав и содержание географических знаний, необходимых для усвоения приема, а также, на те знания, которые можно выяснить с его помощью.

Существенная часть методики - ознакомление с составом приема. Такое ознакомление осуществляется по-разному, в зависимости от содержания. Если прием несложен, то можно ограничиться устной инструкцией о том, как выполнять те или иные действия, в какой последовательности (например, при ознакомлении с правилами показа географических объектов, чтения условных знаков карты, способов работы с оглавлением учебника и др.). При сложном составе приема целесообразны письменные инструкции, памятки, планы[20].

В курсах физической географии широко используются типовые планы: описания географических объектов и явлений по картам. Они вошли в программы и учебники. Так, в программах содержатся планы описания гор, рек, озер, океанов, морей по карте. В учебниках есть план описания климата, географического положения материка и др. Использований типовых планов - существенный компонент современной методики обучения географии. Правда, сейчас они предлагаются преимущественно для чтения карты. Они нужны и для приемов работы с другими источниками знаний - с картинами, с текстом учебника и др.

Характер действий учащихся по типовому плану различен. Одни планы требуют от учащихся довольно жесткой последовательности действий, приводящей к правильному решению учебной задачи, например для определения географической широты и долготы, при ориентировании по компасу, определении азимута, ориентировании топографического плана. Большинство планов не имеет жесткой последовательности и допускает определенный выбор действий, например при сравнении, нахождении причинно-следственных связей и др[10;76].

При работе с учебником физической географии часто применяется использование статистических материалов, что развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений, знакомит учащихся с приемами научного познания – наблюдением, анализом, обобщением, вооружая учащихся научными принципами изучения естественных и общественных явлений, являясь в то же время опорой для обоснованных выводов и умозаключений.

Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Составная зад ...

Почитание Богородицы первыми христианами
Еще первые христиане почитали Богородицу, это подтверждается наличием её изображений второго века в римских катакомбах. В этих катакомбах христиане совершали богослужения, скрываясь от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (например, фрески Киметерия При ...

Организация экспериментальной работы
Согласно цели нашего исследования и поставленным задачам в настоящей главе необходимо экспериментально проверить педагогические условия моделирования духовно-творческой среды воспитания личности дошкольников. Чтобы исследовать, насколько у детей-дошкольников сформирована готовность к формированию д ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru