Работа с учебниками физической географии

Страница 3

Для определения системы приемов по курсам физической географии необходимо:

а) выявить ведущие понятия, курсов физической географии и определить систему действий для их самостоятельного изучения школьниками;

б) установить основные методы физико-географической науки и пути их отражения в школьной географии;

в) предусмотреть преемственность между курсами географии и распределить приемы по годам обучения.

Кроме того, нужно учесть возрастные возможности усвоения, задачи развивающего обучения.

Учебники физической географии рассматривают значение изучаемых природных объектов и явлений, географического положения. Этот материал помогает школьникам осознать и значение соответствующего приема учебной работы. Так, в учебнике VI и VII классов рассказано, зачем нужно изучать географическое положение материка, рельеф, климат и др.

Важный, компонент обучения - четкая постановка цели овладения приемом. Подчеркнем, что цели изучения географического положения, компонентов природы, природных комплексов, природных ресурсов являются типовыми и поэтому поддаются запоминанию учениками. Это позволяет использовать их в качестве ориентира в самостоятельной деятельности школьников как в классе, так и при выполнении домашних заданий. Описание целей обучения включает:

а) указание на необходимость усвоения приема;

б) на его возможную связь с другими приемами;

в) на состав и содержание географических знаний, необходимых для усвоения приема, а также, на те знания, которые можно выяснить с его помощью.

Существенная часть методики - ознакомление с составом приема. Такое ознакомление осуществляется по-разному, в зависимости от содержания. Если прием несложен, то можно ограничиться устной инструкцией о том, как выполнять те или иные действия, в какой последовательности (например, при ознакомлении с правилами показа географических объектов, чтения условных знаков карты, способов работы с оглавлением учебника и др.). При сложном составе приема целесообразны письменные инструкции, памятки, планы[20].

В курсах физической географии широко используются типовые планы: описания географических объектов и явлений по картам. Они вошли в программы и учебники. Так, в программах содержатся планы описания гор, рек, озер, океанов, морей по карте. В учебниках есть план описания климата, географического положения материка и др. Использований типовых планов - существенный компонент современной методики обучения географии. Правда, сейчас они предлагаются преимущественно для чтения карты. Они нужны и для приемов работы с другими источниками знаний - с картинами, с текстом учебника и др.

Характер действий учащихся по типовому плану различен. Одни планы требуют от учащихся довольно жесткой последовательности действий, приводящей к правильному решению учебной задачи, например для определения географической широты и долготы, при ориентировании по компасу, определении азимута, ориентировании топографического плана. Большинство планов не имеет жесткой последовательности и допускает определенный выбор действий, например при сравнении, нахождении причинно-следственных связей и др[10;76].

При работе с учебником физической географии часто применяется использование статистических материалов, что развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений, знакомит учащихся с приемами научного познания – наблюдением, анализом, обобщением, вооружая учащихся научными принципами изучения естественных и общественных явлений, являясь в то же время опорой для обоснованных выводов и умозаключений.

Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Комментированное обучение: его резервы и достоинства
Сотни лет базируется на опросе домашнего задания, оценке ЗУН, объяснении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроке. Современное гуманистическое обучение выступает против молчаливого присутствия учащихся на уроке, мучительного страха учащихся перед ответом у доски. Поэтому при п ...

Обучение письму с фантазией и использованием элементов сказки
В течение многих лет учителя начальных классов пытались найти способ обучения письму, при котором непростой и довольно скучный процесс написания "палочек и крючков" и последующее конструирование из них букв превратился бы в увлекательную игру, путешествие в неведомое. "Букварь" ...

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения на средней ступени
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru