Работа с учебниками физической географии

Страница 3

Для определения системы приемов по курсам физической географии необходимо:

а) выявить ведущие понятия, курсов физической географии и определить систему действий для их самостоятельного изучения школьниками;

б) установить основные методы физико-географической науки и пути их отражения в школьной географии;

в) предусмотреть преемственность между курсами географии и распределить приемы по годам обучения.

Кроме того, нужно учесть возрастные возможности усвоения, задачи развивающего обучения.

Учебники физической географии рассматривают значение изучаемых природных объектов и явлений, географического положения. Этот материал помогает школьникам осознать и значение соответствующего приема учебной работы. Так, в учебнике VI и VII классов рассказано, зачем нужно изучать географическое положение материка, рельеф, климат и др.

Важный, компонент обучения - четкая постановка цели овладения приемом. Подчеркнем, что цели изучения географического положения, компонентов природы, природных комплексов, природных ресурсов являются типовыми и поэтому поддаются запоминанию учениками. Это позволяет использовать их в качестве ориентира в самостоятельной деятельности школьников как в классе, так и при выполнении домашних заданий. Описание целей обучения включает:

а) указание на необходимость усвоения приема;

б) на его возможную связь с другими приемами;

в) на состав и содержание географических знаний, необходимых для усвоения приема, а также, на те знания, которые можно выяснить с его помощью.

Существенная часть методики - ознакомление с составом приема. Такое ознакомление осуществляется по-разному, в зависимости от содержания. Если прием несложен, то можно ограничиться устной инструкцией о том, как выполнять те или иные действия, в какой последовательности (например, при ознакомлении с правилами показа географических объектов, чтения условных знаков карты, способов работы с оглавлением учебника и др.). При сложном составе приема целесообразны письменные инструкции, памятки, планы[20].

В курсах физической географии широко используются типовые планы: описания географических объектов и явлений по картам. Они вошли в программы и учебники. Так, в программах содержатся планы описания гор, рек, озер, океанов, морей по карте. В учебниках есть план описания климата, географического положения материка и др. Использований типовых планов - существенный компонент современной методики обучения географии. Правда, сейчас они предлагаются преимущественно для чтения карты. Они нужны и для приемов работы с другими источниками знаний - с картинами, с текстом учебника и др.

Характер действий учащихся по типовому плану различен. Одни планы требуют от учащихся довольно жесткой последовательности действий, приводящей к правильному решению учебной задачи, например для определения географической широты и долготы, при ориентировании по компасу, определении азимута, ориентировании топографического плана. Большинство планов не имеет жесткой последовательности и допускает определенный выбор действий, например при сравнении, нахождении причинно-следственных связей и др[10;76].

При работе с учебником физической географии часто применяется использование статистических материалов, что развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений, знакомит учащихся с приемами научного познания – наблюдением, анализом, обобщением, вооружая учащихся научными принципами изучения естественных и общественных явлений, являясь в то же время опорой для обоснованных выводов и умозаключений.

Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен
Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода механ ...

Материал и методы исследования
Объектом исследования выступает взаимодействие родителей и ребенка раннего возраста Предметом исследования являются условия, способствующие развитию взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание таких условий как: 1. взаимодей ...

Анализ передового педагогического опыта
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru