Работа с учебниками физической географии

Страница 2

Приемы учебной работы должны обеспечить их формирование и по возможности самостоятельное изучение. На этой основе можно выделить ряд приемов учебной работы: описания компонентов природы, частей компонентов (например, определение средних температур января и июля, описание горного хребта, выяснение замерзаемости реки и др.), описания ПТК в целом.

Второе основание для выделения приемов учебной работы - их связь с методами науки. Ознакомление с методами географической науки входит в число задач школьной физической географии. Оно исключительно важно, так как помогает связать школьную географию с современным уровнем географической науки, преподавание - с жизнью, показать практическую значимость географических исследований, раскрыть основные пути научного познания окружающего нас мира. Поэтому при формировании приемов учебной работы учащихся, необходимо опираться не только на научные знания, но и на содержание географических методов исследования. Главная функция методов заключается в их роли средств научного познания. В условиях школы методы научного исследования могут быть использованы как средство получения новых знаний и они, следовательно, должны найти отражение в системе приемов учебной работы школьников и в содержании географических знаний[13;198].

Методы исследования в географической науке объединяются в две группы. Первая - сугубо специальные, тесно связанные с характерам изучаемых географией предметов и явлений. В физической географии к ним можно отнести картографический, сравнительный, палеогеографический. Вторую группу составляют методы, применяемые в ряде наук или в их большинстве. Это наблюдения, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и др. Перечисленные группы, однако, не в полной мере находят отражение в школьной географии. Особенно широко учащиеся знакомятся с картографическим методом, суть которого состоит в использовании карт для описания, анализа и познания географических объектов и явлений. Сравнительный метод в обучении географии обычно применяется в виде дидактического приема - средства преподавания, но слабо формируется как прием учебной работы школьников. Новое обоснование получает теперь задача изучения причинно-следственных связей: необходимо выявлять связи, относящиеся к географической оболочке, ПТК, устанавливать связи между компонентами, образующими природно-территориальные комплексы (Приложение 4).

Таким образом, существуют немалые возможности ознакомления учащихся с методами физико-географической науки, которые могут быть реализованы в системе приемов учебной работы.

Учитывая содержание научных методов и задачу изучения с их помощью ведущих объектов, физической географии, можно выделить группу приемов учебной работы, связанную с описанием (характеристикой) ПТК разного ранга и содержания, компонентов и их отдельных частей. Такой подход позволяет сосредоточить внимание учителя на самых основных понятиях физической географии и способах их самостоятельного изучения школьниками. Эти методы формируются на всем протяжении курсов физической географии и поддаются систематизации. Вместе с тем они неплохо вписываются и в систему приемов, выделенных по источникам знаний.

Приемы учебной работы по физической географии объединяются в несколько групп;

1. Приемы, общие для нескольких учебных предметов и характерные для любой учебной деятельности. Сюда относятся приемы планирования учебной работы, ее организации, самоконтроля, работы с учебником.

2. Приемы, совпадающие с приемами умственной деятельности,- сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение, анализ и др. Это общие приемы мышления. Сюда относятся и приемы запоминания учебного материала.

3. Приемы учебной работы, используемые только преимущественно при изучении географии (чтение карты, графиков и диаграмм, наблюдения за погодой и полуденной высотой Солнца и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Базовый набор структур и построение алгоритмов на их основе
Теория структурного программирования доказывает, что алгоритм любой степени сложности можно построить с помощью основного базового набора структур:1) последовательная (линейная) структура;2) ветвящаяся структура;3) циклическая структура.Наиболее простыми для понимания и использования являются линей ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1). Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках л ...

Тестирование как форма контроля знаний по математике
Самостоятельная работа является важным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Система онлайн - тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осозн ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru