Работа с учебниками физической географии

Страница 2

Приемы учебной работы должны обеспечить их формирование и по возможности самостоятельное изучение. На этой основе можно выделить ряд приемов учебной работы: описания компонентов природы, частей компонентов (например, определение средних температур января и июля, описание горного хребта, выяснение замерзаемости реки и др.), описания ПТК в целом.

Второе основание для выделения приемов учебной работы - их связь с методами науки. Ознакомление с методами географической науки входит в число задач школьной физической географии. Оно исключительно важно, так как помогает связать школьную географию с современным уровнем географической науки, преподавание - с жизнью, показать практическую значимость географических исследований, раскрыть основные пути научного познания окружающего нас мира. Поэтому при формировании приемов учебной работы учащихся, необходимо опираться не только на научные знания, но и на содержание географических методов исследования. Главная функция методов заключается в их роли средств научного познания. В условиях школы методы научного исследования могут быть использованы как средство получения новых знаний и они, следовательно, должны найти отражение в системе приемов учебной работы школьников и в содержании географических знаний[13;198].

Методы исследования в географической науке объединяются в две группы. Первая - сугубо специальные, тесно связанные с характерам изучаемых географией предметов и явлений. В физической географии к ним можно отнести картографический, сравнительный, палеогеографический. Вторую группу составляют методы, применяемые в ряде наук или в их большинстве. Это наблюдения, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и др. Перечисленные группы, однако, не в полной мере находят отражение в школьной географии. Особенно широко учащиеся знакомятся с картографическим методом, суть которого состоит в использовании карт для описания, анализа и познания географических объектов и явлений. Сравнительный метод в обучении географии обычно применяется в виде дидактического приема - средства преподавания, но слабо формируется как прием учебной работы школьников. Новое обоснование получает теперь задача изучения причинно-следственных связей: необходимо выявлять связи, относящиеся к географической оболочке, ПТК, устанавливать связи между компонентами, образующими природно-территориальные комплексы (Приложение 4).

Таким образом, существуют немалые возможности ознакомления учащихся с методами физико-географической науки, которые могут быть реализованы в системе приемов учебной работы.

Учитывая содержание научных методов и задачу изучения с их помощью ведущих объектов, физической географии, можно выделить группу приемов учебной работы, связанную с описанием (характеристикой) ПТК разного ранга и содержания, компонентов и их отдельных частей. Такой подход позволяет сосредоточить внимание учителя на самых основных понятиях физической географии и способах их самостоятельного изучения школьниками. Эти методы формируются на всем протяжении курсов физической географии и поддаются систематизации. Вместе с тем они неплохо вписываются и в систему приемов, выделенных по источникам знаний.

Приемы учебной работы по физической географии объединяются в несколько групп;

1. Приемы, общие для нескольких учебных предметов и характерные для любой учебной деятельности. Сюда относятся приемы планирования учебной работы, ее организации, самоконтроля, работы с учебником.

2. Приемы, совпадающие с приемами умственной деятельности,- сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение, анализ и др. Это общие приемы мышления. Сюда относятся и приемы запоминания учебного материала.

3. Приемы учебной работы, используемые только преимущественно при изучении географии (чтение карты, графиков и диаграмм, наблюдения за погодой и полуденной высотой Солнца и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Методика констатирующего эксперимента
Роль познавательных умений, в современном процессе обучения истории многолика: во-первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных возможностей учащихся, раскрытие их индивидуал ...

Методика организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
В отечественной науке теоретические основы развивающего обучения были заложены классиком психологии Л. С. Выготским. Он сформулировал ряд принципиальных и важных положений: - о том, что обучение идет впереди и ведет за собой развитие, а не плетется за ним в хвосте; - о зонах актуального и зонах бли ...

Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формиро ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru