Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке

Педагогические практики » Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики » Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке

Страница 1

Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени относятся труды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева и др. В советской науке теория коллектива стала основой для психологической и педагогической теории и практики[16;111].

Попытки провести анализ развития теории коллектива в отечественной науке неоднократно предпринимались на протяжении последних двух десятилетий. По этой проблеме имеется значительное количество разноплановой информации, кроме того, по одним и тем же вопросам у разных представителей научного сообщества можно зафиксировать отличающиеся друг от друга мнения, основанные на различных подходах, трактовках ключевых понятий и ценностных ориентациях. Поэтому для современной отечественной педагогики постсоветского периода актуальна не только «переоценка», но и объективная аналитическая научных достижений, их систематизация.

Обратившись к истории вопроса, можно обнаружить две основные тенденции в изучении развития теории коллектива[12, 6]:

Хронологическая - которая выражалась в виде описания вклада отдельных ученых в хронологическом порядке.

Проблемно-доминантная - согласно которой развитие теории коллектива рассматривалось на основании выделения в его изучении основных направлений и соответствующих им предметно-проблемных областей.

Остановимся на их характеристике подробнее.

С первых лет создания советской системы школьного образования одной из основных ее задач стало формирование школьного коллектива, основанного на товариществе и общих ценностях. Коллектив рассматривался как среда, в которой происходит воспитание и развитие ребенка, становление его личностных качеств.

Теоретические основы и необходимость целенаправленного формирования детского школьного коллектива раскрывали в своих трудах и широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко. Им принадлежит также первый опыт практической реализации теории коллектива. Так, примерами результатов деятельности школ-коммун (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко) была доказана действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка[12,7].

Особый вклад в историю развития теории коллектива внес А.С. Макаренко, которого считают основателем гуманистического направления в педагогике. В его концепции коллективного воспитания нашли отражение принципы параллельного действия, отношения ответственной зависимости, гласности и другие, направленные на развитие лучших человеческих качеств.

Последующие направления развития теории коллектива были представлены в работах Т.Е. Конниковой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.М. Коротова, Н.Е. Щурковой и др. педагогов. Исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов, разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности, развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем, разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива[12;8].

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru