Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке

Педагогические практики » Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики » Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке

Страница 3

коллектив как инструмент педагогического влияния на личность: воздействие коллектива на отдельных участников, воздействие личности на коллектив, вопросы лидерства.

Системологическое направление (исследования Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, А.В.Мудрика, Н.Л.Селивановой и др.). Для него свойственно рассмотрение коллектива как системы и подсистемы других систем (общественной, воспитательной). Коллектив рассматривается как среда развития или инструмент педагогического влияния, интересы исследователей в данном направлении сосредоточены на коллективе как целостном социально-педагогическом феномене. В русле системологического направления педагогической теории коллектива обозначены следующие проблемные области:

феномен коллектива (определение, трактовки, особенности, признаки коллектива, виды коллективов);

функции коллектива;

структура коллектива: формальная и неформальная, официальная и неофициальная;

развитие коллектива: этапы, условия, факторы.

Праксеологическое направление (исследования И.П.Иванова, Б.В.Куприянова, И.А.Колесниковой, Е.В.Титовой, Н.Е.Щурковой и др.) – исследователями изучаются, прежде всего, вопросы, связанные с деятельностью коллектива, включающие такие аспекты, как организация, эффективность, результативность, продуктивность и др. Проблемная область данного направления включает такие аспекты как:

содержание и цели деятельности коллектива;

процессуальная сторона организации деятельности коллектива: формы, методы, методики, средства, приемы и др.;

воспитательные возможности и эффективность коллективной деятельности.

Необходимо отметить, что исследовательская деятельность отдельных ученых часто затрагивает довольно широкий спектр проблем, не сводимых только к одному конкретному направлению. Кроме того, данные направления не связаны с хронологией развития научной мысли.

Подводя итог материалу главы, можно сделать следующие выводы. Развитие теории коллектива в отечественной науке восходит к рубежу XIX-XX веков. В это время появляются первые работы, обосновывающие данный подход в педагогике.

Периодом наиболее активного изучения коллективизма является советский период отечественной истории, который характеризуется не только теоретическими исследованиями, но и проведением экспериментов. В это же время развивается гуманистическое направление в воспитании и обучении.

Опыт отечественных педагогов, развивавших теорию коллективизма, неоднократно обобщался, изучался и систематизировался. Можно выделить две основные концепции, позволяющие выделить в нем основные направления и достижения.

Страницы: 1 2 3 

Новости образования:

Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
Расстройства памяти у умственно отсталых лиц объясняется слабостью замыкательной функции коры и в связи с этим малым объемом и замедленным темпом формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Ослабление активного внутреннего торможения, обуславливающее недостаточную концентрированнос ...

Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, и ...

Рекомендации для педагогов по развитию дизайнерского мышления у дошкольников
При организации творческой, дизайнерской деятельности педагогу предлагаются следующие рекомендации: Вовлекайте ребенка в учебный процесс, используя игровые приемы, способствующие развитию интереса к дизайн - деятельности; Стимулируйте интеллектуальные усилия ребенка; Повышайте уверенность ребенка в ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru