Классификация активных методов обучения в преподавании социально-политических дисциплин

Педагогические практики » Активные методы в преподавании социально-политических дисциплин » Классификация активных методов обучения в преподавании социально-политических дисциплин

Страница 3

Под не имитационными методами понимают — стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют: мотивацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации; формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков; освоение передового опыта, контроль результатов обучения.

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают: аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники — ручные, (без использования ВТ); компьютерные — игры на ЭВМ; и игры с компьютерным обеспечением.

Структура. Выделяют четыре структурные группы элементов игровой деятельности, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения. Проблемное содержание. Имитационная модель — это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм, вместо нее, могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда. Структура, элементный состав методов активного обучения организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается в способах формировании команд, определении и распределении ролей. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы действий участников определяют правила, которые описываются отдельно или в сценарии игры. Условия, в которых осуществляется игровое взаимодействие, называют игровой обстановкой.

Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации принципа двуплановости выполняется при осуществлении всех перечисляемых выше игровых элементов, но только дидактическим целям служат такие игровые элементы как погружение, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают успешность игрового действия и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Активность учения человека была обоснована Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном. Их ведущими идеями являются положения об общественно-историческом характере сознания, о единстве сознания и деятельности. На базе этих теоретических посылок психологи П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие исследовали структуру деятельности и влияния сознания на учение. A, Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин показали, что от характера знаний зависит результат учения. Основываясь на этих связях, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. В основе этой системы лежит поэтапный переход от внешней деятельности по применению сформированных действий (экстериоризации) к внутренней (интериоризации). Операционная концепция научения (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина) исходит из того, что процесс усвоения знаний достигается переводом материального действия в план умственного развития.

В развитии теории и практики активного учения большую роль сыграли исследования, связанные с совершенствованием методов обучения. К ним следует отнести работы А. Н. Алексюка, И. Д. Зверева, В. И. Коротяева. И. Я. Лернера, М. М: Левиной, В. Н. Максимовой, М. И. Махмутова, И. Т. Огородникова, М. Н. Скаткина и других исследователей.

Значительный вклад в раскрытие проблемы в плане разработки принципов, методов и форм обучения внесли Ю. К. Бабанский, М А. Данилов, И. Ф. Харламов и другие. Т. И. Шамова формулирует основное требование к организации активного учения следующим образом: эффективное усвоение знаков и способов деятельности предлагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Знаковая концепция научения, развитая вслед за Л. С. Выготским, B. В. Давыдовым, Г. С. Костюк, Н. А. Менчи не кой. Д. Б. Эльиониным, основана на положении о том, что сначала необходимо осваивать сущность предмета, его структуру, а затем его элементы и связи. В педагогической практике данные концепции реализуются через дидактические модели, построенные на основании соответствующих им принципов обучения. В дидактике под принципами обучения имеются в виду те исходные положения, которые лежат в основе отбора содержания, организации и методов обучения. Номенклатура принципов постоянно меняется. В настоящее время в дидактике нет единой номенклатуры принципов. Однако принцип активности в обучении всегда является одним из бесспорных. Подавляющее большинство авторов, предлагающих классификацию принципов обучения, принцип активности дают в сочетании с принципом сознательности в обучении (М. А. Данилов, Т. А. Ильина, П. Н. Шимбирев,С. М. Михайлов, Т. Огородников, И. И. Титов и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, и ...

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития
С каждым годом растёт число детей так называемой группы риска. Л.В.Кузнецова в 2001 году приводит следующие данные: в настоящее время не менее чем у 25% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, отмечается повышенная нервность, 42% имеют те или иные психосоматические проблемы [35, с.120 ...

Использование дистанционной формы обучения при обучении учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Никакой, даже самый лучший интернат не заменит родного дама любви и заботы близких, а именно, в этом, прежде всего, нуждаются дети с ОВЖ. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми (до трех лет) навсегда остается умственно неполноценным. «Практически все психологические школы утв ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru