- снятию стресса, воспитанию трудных подростков в семье и т.п.;
- выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- пропаганда и разъяснение прав трудных подростков, семьи;
- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;
- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных трудных подростков;
- проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных);
- организация культурно-досуговой местных жителей и трудных подростков.
Профессиональный уровень обеспечивают специалисты, получившие
специальную подготовку и работающие в различных учреждениях социальной сферы, если их профессиональная деятельность и должностные обязанности имеют педагогическую или социально-защитную направленность. Оплата их труда производится из бюджета (государственного или муниципального) или из иных регулярных источников /38,с.117/.
Важную роль в социально-воспитательной деятельности в сельской местности занимают комплексные социальные программы работы с трудного подростками, т.е. организация культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Всем известно, что воспитание начинается со дня рождения подростка. И если ребенок в дошкольном возрасте не усваивает основ правильного поведения, в школьном возрасте он потребует к себе большего внимания, воспитывать его приходится со значительными трудностями. Имя это в виду, А.С.Макаренко говорил: "На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это девяносто процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет" /25,с.189/.
Отсюда следует сделать вывод: если родители сразу не воспитали у своих трудных подростков культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Для этого понадобятся многие годы. Не поможет в этом и чрезмерная требовательность родителей, если время упущено.
Естественно, что ошибки в воспитании рождают "трудных" трудных подростков. И если сами родители не обладают навыками культурного поведения, то их дети, как правило, останутся также некультурными.
В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий. Безволие - черта, присущая большей части подобных трудных подростков, однако наряду с отсутствием волевых черт характера постоянно ощущается обостренное стремление к самостоятельности, болезненное отношение к надзору, руководству взрослых. Особенно привлекательным оказывается общение со сверстниками, усиленное стремление к необычному, редкому, романтике, но без идеалов, без четких жизненных требований. Безнаказанность, к которой трудные подростки привыкают, как правило, в семье, а нередко и в школе, на улице приводит к развитию такого качества, как излишнее, неоправданное бравирование своими возможностями в любой ситуации /8, с.119/.
Немало еще встречается в нашей действительности таких примеров, когда подросток становится "трудным", безнадзорным, оставляет школу в связи с уходом из семьи одного из родителей или из-за проявленной по отношению к нему грубости со стороны старших членов семьи или воспитателей.
Особенно часто трудные подростки попадают под дурное влияние безнадзорных или отбывших наказание за совершенные преступления слабосильные трудные подростки, чьим воспитанием внимательно и чутко не занимаются родители и школа /8, с.120/.
Педагоги, психологи, медики давно доказали неоднородность подростков как по социально-психологическим особенностям, так и по проявлениям во взаимоотношениях, поведении и пр.
Новости образования:
Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития
образовательного идеала
Идеал (греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Впервые в теорию это понятие ввел Кант. По Канту, идеал не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применит ...
Методы проблемного обучения
Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемное задание, сам его решает, показывая детям этапы, их последовательность, образец рассуждения на каждом из них Общая структура метода проблемного изложения включает такие основные действия вза ...
Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного
курса химии основного общего образования
Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций. Как в 8- ...