Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Страница 8

Более наглядное распределение учащихся по уровням выполнения задания можно увидеть, проанализировав рисунок 6 (Приложение № ).

Из рисунка видно, что на первом уровне находятся 45% учащихся контрольной группы, на втором уровне – 10% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы, третий уровень заняли 35% детей экспериментальной группы и 25% контрольной группы, самый большой процент учащихся экспериментальной группы, а именно 45%, заняли четвертый уровень выполнения задания. Так же на четвертом уровне оказались 5% детей контрольной группы. На пятом уровне оказалось 10% учащихся экспериментальной группы, учащиеся контрольной группы этот уровень не заняли.

Таким образом, большинство учащихся исследуемых групп затрудняются составлять рассказ-описание по вопросному плану.

Наибольшее затруднение вызвало и выполнение седьмого задания "Продолжение рассказа по заданному началу" (с использованием картинки). Так, первый уровень – "хороший" заняли только учащиеся контрольной группы – их тринадцать. На втором уровне – "удовлетворительном" расположились семеро учащихся экспериментальной группы и шестеро контрольной группы. Третий уровень – "недостаточный" заняли по одному учащемуся из каждой исследуемой группы. На четвертом уровне – "низком" оказались 8 человек экспериментальной группы, а пятый уровень заняли четверо из экспериментальной группы.

Основные трудности этого задания связаны, с умением решать творческую и речевую задачу, которые для детей экспериментальной группы оказались не под силу. Кроме этого у этой группы детей встречались такие ошибки, как аграмматизмы, нарушение связности, пропуски сюжетных моментов, языковые трудности в реализации замысла. У детей контрольных группы таких ошибок не наблюдалось, основное их затруднение было в создании достаточно развёрнутого сюжета.

Нагляднее распределение испытуемых по уровням выполнения задания представлено на рисунке 7 (Приложение № ). Анализируя рисунок видно, что первый уровень занимают только учащиеся контрольной группы – их 65%, на втором уровне оказались 35% экспериментальной группы и 30% контрольной группы. На третьем уровне, оказалось, по 5% учащихся обеих групп, 40% детей экспериментальной группы заняли четвёртый уровень и их 20% не справились с заданием (пятый уровень).

Следовательно, умение решать поставленные творческие и речевые задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал находится у детей контрольной группы, чем у учащихся экспериментальной группы.

Характер выполнения всех предъявляемых заданий также отличает детей двух сравниваемых категорий. Одни учащиеся проявили большую заинтересованность в выполнении заданий, были более внимательны, эмоциональны, их речь была выразительна – это учащиеся контрольной группы, другие учащиеся - экспериментальная группа, были в большинстве случаев безразличны к выполнению задания, безынициативны, расторможены.

Таким образом, в процессе проведенного нами исследования были установлены следующие особенности состояния связной речи учащихся младших классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Дети мало используют связную фразовую речь в процессе своей деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушение смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Использование демонстрационного эксперимента в режиме on-line или в записи на CD-ROM
познавательный демонстрационный эксперимент химия Применение компьютерных технологий позволяет значительно повысить качество учебных демонстраций. Современное проекционное оборудование дает возможность показа физических, химических и других процессов с большим увеличением и разрешением, что являетс ...

Особенности рефлексии
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, мы предлагаем следующую классификацию вид ...

Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru