Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Данному вопросу посвящены исследования таких учёных, как С.Л.Рубинштейна, Н.А.Головань, Т.А.Власовой, Л.С.Выготского, В.П.Глухова, Н.И.Жинкина, А.Г.Зикеева, Н.В.Серебряковой, Е.С.Слепович и многих других.

Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

Поэтому нами была выбрана данная тема и обозначена как актуальная.

Целью нашей работы является разработка логопедических занятий, способствующих совершенствованию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать особенности психологического развития детей с задержкой психического развития.

3. Провести обследование связной речи учащихся с задержкой психического развития и с нормальным психофизическим развитием.

4. Выявить особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием.

5. Разработать и апробировать достаточно эффективные логопедические занятия по совершенствованию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

6. Определить результативность формирующего эксперимента.

Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы:

- диагностический (беседа с логопедом, анализ документов: речевых карт учащихся, тетради);

- обсервационный (педагогическое наблюдение);

- экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента);

- праксиметрический (анализ особенностей формирования связной речи).

Объект - связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Предмет - логопедические занятия по совершенствованию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Гипотеза исследования состоит в следующем: целенаправленная логопедическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития способствует совершенствованию их связной речи.

Новости образования:

Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения
В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в среднем звене встает особенно остро. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных организационно-пси ...

Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков в сельской местности
Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требо ...

Менеджмент качеством школьного историко-краведческого образования в МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Всем понятно, что образование высокого качества может быть достигнуто только в стабильных условиях функционирования или развития школы. Если управление организовано полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникшие изменения (вносить коррективы в планы, в уже осуществляемую ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru