Устное народное творчество - пословицы - как средство развития речи

Педагогические практики » Изучение устного народного творчества в процессе обучения » Устное народное творчество - пословицы - как средство развития речи

Страница 2

"Продолжи начатое":

в игре используется мяч.

Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало пословицы и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец пословицы и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех становится ведущим [8].

Данные игры выполняют огромную роль в развитии детской речи. Их применяют, как в детских дошкольных учреждениях, так и в начальной школе.

Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает, учащихся народной мудростью, развивает и обогащает речь. Пословицам уделяют внимание на всех уроках. Обратим внимание на работу с пословицами на уроках русского языка [11].

Отбор (подбор) пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: образовав тельными, развивающими и воспитательными.

Пословицы могут использоваться как дидактико-воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся. Для изучения конкретной темы по русскому языку составляется картотека пословиц (с обязательным научно-методическим объяснением значения их смысла, доступным для понимания учащимися данного возраста), большинство пословиц, которые используются уроках, оформлены на плакатах. Так, при объяснении правила правописания безударных гласных в корне приводятся пословицы, оформленные на плакате:

[Конец - делу венец]

[Кончил дело - гуляй смело!]

Так пословицы используются при изучении различных тем русского языка [5].

Т.П. Королева считает, что очень интересным видом работы является сочинение по пословице или включение пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно, так и письменно. Устный рассказ по пословице провожу сразу на уроке без предварительной подготовки. Письменные сочинения предварительно обсуждаем. Пословица дается в качестве заголовка к сочинению. Пословица, которая служит заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным [5].

Не менее интересно сочинение на определенную тему с включением пословиц. Например, в IV классе учащиеся писали сочинение на тему "Зима", используя пословицы о зиме. Подготовительной работой к этому сочинению, явились прочитанные на уроках чтения рассказы и стихотворения о зиме.

Учащимся можно предложить для написания сочинений с включением пословиц такие темы: "Наша школа", "Уборка урожая", "Времена года", "Моя Родина", "Мои друзья", "Дело, труд", "Мама", "Отчий дом", "Ложь и честность", "Зло и добро", "Учение".

Итак, систематическая работа над пословицей очень многое дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.

Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, уважения к русскому народу, создавшему такие пословицы [9].

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Организация самостоятельной деятельности
Очень важными моментами являются вопросы организации самостоятельной деятельности. Они тоже многоплановы: от элементарных – организация самостоятельных занятий при выполнении утренней гимнастики (гигиенические условия, меры безопасности, подготовка инвентаря и т.п.) – до таких, как организация усло ...

Замысел эксперимента. Программа эксперимента
Среди учащихся 10-го класса был проведен тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами. Тест предназначен для выявления умения выполнять основные логические операции над геометрическими фигурами (аналогии, классификации, построение закономерности) и рассчитан на ра­боту с уча ...

Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах
Согласно информации, полученной в ходе мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе, какие-либо направления этого процесса в настоящее время реализуются в 80% вузов – участников исследования. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru