Материал и методы исследования

Страница 1

Объектом исследования выступает взаимодействие родителей и ребенка раннего возраста

Предметом исследования являются условия, способствующие развитию взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание таких условий как:

1. взаимодействие родителей и специалиста,

2. организация совместной деятельности,

3. создание развивающей среды,

способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

Для проверки гипотезы нам было необходимо провести опытно-экспериментальную работу.

База исследования:

На базе РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» проводились групповые занятия для семей, имеющих детей раннего возраста. Занятия строились на основе представленной программы. В качестве экспериментальной группы выступили 20 семей, имеющих детей от 1,5 до 2 лет. 10 семей посещают групповые занятия более 1 года, 10 семей – более 6 месяцев.

Этапы исследования:

Констатирующий этап - первый диагностический срез необходим для диагностики взаимодействия родителей и ребенка, планирования дальнейшей работы с данной семьей

Формирующий этап – проведение групповых занятий – направлен на создание выделенных условий, развитие взаимодействия родителей и ребенка

Итоговый срез – направлен на диагностику изменений во взаимодействии родителей и ребенка, оценку эффективности проведенной работы по полученным результатам.

Методики исследования

Оценка взаимодействия родителя и ребенка проводилась двумя методами – опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.

В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам (см. Приложение 3).

Для оценки изменения поведения родителей по отношению к ребенку было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования поведения родителей». Первый срез проводился в начале посещения семьей занятий, итоговый – для 10 семей после 6 месяцев посещения, у 10 семей – после 1 года. Наблюдение было выбрано, потому что именно этот метод позволяет специалисту оценить реальное взаимодействие родителей и ребенка, не изменяя естественных условий его протекания. (Приложение 4).

Результаты

Констатирующий этап

Оценка взаимодействия родителя и ребенка.

Оценка проводилась двумя методами – опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.

1. В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР) (см. Приложение 4), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам. Полученные по результатам опросника данные, позволяют не только оценить уровень взаимодействия в каждой паре родитель-ребенок, но и выявить потребности родителей, на удовлетворение которых будет направлена дальнейшая работа.

Были получены следующие результаты (подробнее см. Приложение 1):

40% опрошенных родителей, имеющих детей от 1,5 до 2х лет придерживаются строгости в воспитании ребенка,

70% - излишне требовательны к ребенку,

30% - дистанцированы от ребенка,

50% - не сотрудничают с ребенком,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени относят ...

Способы эффективного обучения математике
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения [22]. Обучение н ...

Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru