Объектом исследования выступает взаимодействие родителей и ребенка раннего возраста
Предметом исследования являются условия, способствующие развитию взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание таких условий как:
1. взаимодействие родителей и специалиста,
2. организация совместной деятельности,
3. создание развивающей среды,
способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.
Для проверки гипотезы нам было необходимо провести опытно-экспериментальную работу.
База исследования:
На базе РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» проводились групповые занятия для семей, имеющих детей раннего возраста. Занятия строились на основе представленной программы. В качестве экспериментальной группы выступили 20 семей, имеющих детей от 1,5 до 2 лет. 10 семей посещают групповые занятия более 1 года, 10 семей – более 6 месяцев.
Этапы исследования:
Констатирующий этап - первый диагностический срез необходим для диагностики взаимодействия родителей и ребенка, планирования дальнейшей работы с данной семьей
Формирующий этап – проведение групповых занятий – направлен на создание выделенных условий, развитие взаимодействия родителей и ребенка
Итоговый срез – направлен на диагностику изменений во взаимодействии родителей и ребенка, оценку эффективности проведенной работы по полученным результатам.
Методики исследования
Оценка взаимодействия родителя и ребенка проводилась двумя методами – опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.
В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам (см. Приложение 3).
Для оценки изменения поведения родителей по отношению к ребенку было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования поведения родителей». Первый срез проводился в начале посещения семьей занятий, итоговый – для 10 семей после 6 месяцев посещения, у 10 семей – после 1 года. Наблюдение было выбрано, потому что именно этот метод позволяет специалисту оценить реальное взаимодействие родителей и ребенка, не изменяя естественных условий его протекания. (Приложение 4).
Результаты
Констатирующий этап
Оценка взаимодействия родителя и ребенка.
Оценка проводилась двумя методами – опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.
1. В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР) (см. Приложение 4), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам. Полученные по результатам опросника данные, позволяют не только оценить уровень взаимодействия в каждой паре родитель-ребенок, но и выявить потребности родителей, на удовлетворение которых будет направлена дальнейшая работа.
Были получены следующие результаты (подробнее см. Приложение 1):
40% опрошенных родителей, имеющих детей от 1,5 до 2х лет придерживаются строгости в воспитании ребенка,
70% - излишне требовательны к ребенку,
30% - дистанцированы от ребенка,
50% - не сотрудничают с ребенком,
Новости образования:
Законодательные меры по реализации Болонского
процесса в России
19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской Декларации. После того, как м ...
Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных
подростков в сельской местности
Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требо ...
Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности[32]. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, ...