Основные принципы обучения математике

Страница 2

Интересное преподавание - это еще и оптимальная организация деятельности учителя и учащихся, оптимальное сочетание различных форм и методов обучения, применение современных средств обучения, передовых технологий. Причем только таких, которые заставляют работать всех учащихся на пределе своих способностей.

Практика показывает, что учитель со слабым или средним уровнем профессиональной подготовки, на уроках работы по развитию интереса к предмету организует, в основном, использованием занимательного материала, что является самым низким уровнем развития познавательных интересов. А вот формирование устойчивого, более высокого уровня интереса: интереса к математическим фактам, понятиям, рассуждениям, осознанного их применения с осмыслением логики предмета - требует от учителя более высокого уровня профессиональной подготовки. [28]

Активизация учения и сознательность обучения. Активизация учения - это принцип, требующий не сообщать готовых знаний там, где учащиеся в состоянии добыть их самостоятельно под руководством учителя. Сознательность обучения, в свою очередь, требует понимания изучаемого материала всеми учащимися, осмысленного выполнения ими математических операций, понимания логико-теоретических основ математических умений и навыков, способности самостоятельно применять изученное.

В реализации этого принципа учителю, в частности, помогут следующие приемы:

1. Мотивация потребностей в новых знаниях в ситуации, когда новые знания приходят в противоречие со сложившимися.

2. Рассмотрение с учащимися тех или иных примеров и задач, решение которых возможно на основе тех знаний, которые сегодня предстоит получить.

3. Раскрытие перспективы дальнейшего применения тех или иных знаний.

4. Подготовка учащихся к активному восприятию новых знаний.

Для активизации учения и сознательного усвоения знаний учителю нужно перед каждым видом упражнения провести необходимую подготовительную работу. Это - повторение тех или иных математических правил, свойств, устное решение аналогичных задач с другими данными, иллюстрация тех или иных наглядных пособий, повторение ранее усвоенных знаний и т.п. Например, перед рассмотрением сложения трехзначных чисел столбиком нужно повторить сложение двузначных чисел, обратив внимание при этом на сохранение принципа сложения и объяснения. [28]

Интеллектуально-развивающее обучение. Термин "интеллектуально-развивающее обучение" происходит из термина "интеллект" (от лат. intellektus - понимание, познание), который означает совокупность всех познавательных способностей человека: от ощущений и восприятия до логического мышления.

Интеллектуально-развивающее обучение требует специальной и систематической работы по формированию навыков логического и рационального мышления, интенсивного развития творческого мышления в процессе изучения теоретического материала и решения разнообразных задач. При этом у учащихся в достаточной степени должны развиваться навыки рационального учебного труда, вследствие чего они должны стать способными самостоятельно изучить учебный материал учебника.

Принцип обучения на оптимально высокой степени трудности является одним из основных принципов развивающей системы обучения Л.В. Занкова. Он применим в любой системе обучения.

Человек развивается тогда, когда он работает на пределе своих способностей. Поэтому и обучение будет развивающим, если оно перед учащимися постоянно создает препятствия, преодолевая которые они расширяют границы своих способностей.

Л.В. Занков пишет: "принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется не тем, что повышает некую "среднюю норму трудности", но, прежде всего, тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо" (5, с. 115).

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Особенности организации игровых технологий на уроках в начальном звене школы
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства в ...

Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход – психолого-педагогический, предложенный Р. Е. Левиной (1968). Р.Е. Левина[25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения ...

Роль воспитания в системе формирования личности школьника
Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развити ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru