По данным наблюдения, именно эти родители активнее участвуют в занятиях, меньше ограничивают ребенка в выборе занятий, располагаются на уровне ребенка при общении с ним, всегда стараются договориться с ребенком, активно используют педагогические приемы при взаимодействии с ребенком.
2. Проведение групповых занятий для семей. Занятия проводились 1 раз в неделю в течении 1часа. Занятия проводил педагог (опыт работы в службе раннего вмешательства 3 года), в качестве помощника выступал волонтер (студент 3 курса, ППФ), примерно 1 раз в месяц на занятия приходил психолог для оказания консультативной психологической помощи родителям.
Групповая работа строится по следующим принципам:
1. совместность
родителей и ребенка - на занятиях родители находятся вместе с детьми. Они вместе выполняют задания, играют, родители видят успехи ребенка, радуются вместе с ним. Эта ситуация создается по средствам совместных игр, занятий, ориентации родителей на важность совместных действий с ребенком.
Родителей и специалиста(особенности взаимодействия с родителями см. Приложение 2)
Всех участников группы – на занятиях много совместных игр, также в рамках занятия мы отмечаем праздники, дни рождения. Это сплачивает родителей, они начинают делиться друг с другом проблемами, помогать советами, общаться вне занятий.
активность
родителей - родители участвуют в планировании занятий – могут предложить идеи для проведения занятий, организации праздников
ребенка – на занятии ребенок активен, этому способствует подготовленная среда, сам выбирает игры и занятия
специалиста – ведущий организует среду, консультирует родителей, помогает разрешать конфликты, демонстрирует модель взаимодействия(взаимодействует с ребенком так как это должен делать родитель)
3. системность –
занятия имеют свою неизменную структуру (меняются лишь игры внутри нее),
для достижения результатов (развития ребенка, развития взаимодействия) необходимо посещать каждое занятие (по возможности), не менее полугода
4. средовой подход - создание развивающей среды способствует развитию ребенка, формированию взаимодействия между родителем и ребенком.
принципы организации среды:
1. безопасность;
2.доступность среды для ребенка
3. постоянство
4. свобода выбора
5. насыщенность
3. Итоговый срез
Исследование влияния групповых занятий на развитие взаимодействия между родителем и ребенком проводилось методом стандартизированного невключенного наблюдения, как наиболее подходящего для описания предмета исследования, и не нарушающего естественного процесса взаимодействия родителей и ребенка.
Были получены следующие результаты:
По данным исследования, наблюдается повышения количества действий родителей по отношению к ребенку, демонстрирующих безусловное принятие.
У 35% родителей наблюдается значительное увеличение этих показателей – на 20%.
У 35% родителей, изначально имевших высокие показатели, изменения не наблюдается.
У 30% родителей, изначально имевших средние показатели (проявление безусловного принятия на занятии наблюдалось часто) наблюдается незначительное увеличение параметров – в пределах 10%.
Уменьшения показателей не наблюдается.
У 55 % родителей наблюдается значительное увеличение совместных действий с ребенком на занятии – в рамках 30%
Новости образования:
Педагогическое общение
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержаниемкоторого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого проц ...
Методические
рекомендации по использованию тематического материала
по содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование»
Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей ...
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал. Пре ...