Диагностика когнитивной сферы учащихся. Методические рекомендации по проведению коррекционной работы

Педагогические практики » Анализ подходов к обучению » Диагностика когнитивной сферы учащихся. Методические рекомендации по проведению коррекционной работы

Страница 2

В ходе подведения итогов тестирования выяснилось, что большинство учеников 5 «А» класса выбрали треугольник (честолюбивые, энергичные лидеры) и окружность (эмоциональные, уступчивые, способные сопереживать другим). Большинство учеников 5 «В» класса выбрали окружность и кривую (творческие личности, ищущие свои пути решения задач).

Таким образом, во избежание конфликтов в 5 «А» классе необходимо было исключить соревновательные приемы среди учащихся – лидеров, а также не привлекать последних к комментированию ответов одноклассников, взаимопроверке, рецензированию на какое-то время. А в 5 «В» классе развивать интерес к предмету за счет творческих подходов в решении задач.

Оценка внимания учеников проводилась по методике Мюнстерберга. Известно, что рассеянный школьник, как и все другие дети, способен «обратить внимание» на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях. Причин может быть много – начиная от каких-то заболеваний и заканчивая отсутствием интереса на уроке. Тем не менее, тестирование по данному методу позволяет осознать свои внутренние проблемы и вовремя их решить.

Результаты диагностики таковы:

В 5 «А» классе из 25 учеников 20 безошибочно нашли в тексте зашифрованные слова, в 5 «В» – из 27 – 18.

Выявленные нарушения внимания и памяти – объекты для работы педагогов, родителей и самих ребят, ведь в этом возрасте ученики сами заинтересованы в познании и совершенствовании себя.

С целью улучшения внимания и памяти было предложено:

1. Родителям создать дома спокойную обстановку для работы, не допускать перегрузок и утомления, начинать приготовления уроков в одно и то же время за одним и тем же рабочим местом.

2. В перерывах между сложными видами работы использовать приемы расслабления.

3. Выбрать специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться.

4. Увеличить объем работ с попарным контролем: контролируя работу соседа, ученик становится более внимательным.

Проверка уровня школьной мотивации учащихся была проведена индивидуально с каждым ребёнком по методике Н.Г. Лускановой. Диагностика наилучшим образом отражает отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

По результатам тестирования выявлено, что 46% учеников имеют высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. 35% учеников имеют хороший уровень мотивации. Это дети, которые успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. 15% учеников положительно относятся к школе, но школа их больше привлекает внеучебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Только 4% учеников имеют низкую школьную мотивацию. Эти дети неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Эти дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Учеников с негативным отношением к школе в ходе исследования выявлено не было.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Результаты информатизации российского образования
В целом широкому распространению современных информационных технологий в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, крайне недостаточное количество в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность педагогичес ...

Описание комплекса упражнений по формированию качеств, необходимых для творческих способностей
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат процессы мышления и воображения. Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются ...

Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия создания
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей. Проблемное преподавание определяется как деятельность учите ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru