Итак, в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования. Значит, нужно рассмотреть принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования. При этом их нужно адаптировать, конкретизировать и дополнить новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемственность. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.
Новости образования:
Физиологические основы формирования двигательного
навыка и обучения спортивной технике
Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, из врождённых движений и из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. Человек рождается с весьма ограниченным по числу фондом двигательных навыков. Наряду с этим по наследству пе ...
Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни
Глубокое и многогранное педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни, которую преподобный Серафим Саровский называл «высшей школой духовной жизни», включает не только различные аспекты семейного и школьного воспитания подрастающего поколения, но и высшие проявления православной педагогики: ...
Методические рекомендации по диагностике качества знаний
форма урок начальный школа Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать ег ...