Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников

Страница 1

Цель:

- проанализировать педагогические условия экологического образования детей старшего возраста;

- выявить уровень сформированности представлений о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе мы исходили из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определённых условиях. В дошкольном учреждении созданы все условия для формирования экологических знаний о многообразии живой природы.

На участке есть сад, где растут вишни, смородина, яблони, шиповник, рябина и др. плодовые деревья и кустарники. Отведено место под огород, где у каждой группы есть своя грядка. Вместе с взрослыми дети выращивают редис, свеклу, кабачки, морковь, укроп, лук, петрушку, огурцы. На прогулках дети наблюдают за ростом этих овощей, ухаживают за ними.

Для каждой группы силами воспитателей и родителей разбиты цветники. Здесь растут и тюльпаны, и васильки, и бархотки, и ромашки, люпины, астры и др. декоративные растения.

В детском саду в групповой комнате старших дошкольников оборудован "живой уголок", где нашли своё место не только комнатные растения (аспарагус, колеус, сансевьера, папоротник, разные сорта фиалок и многие другие растения), но и такие животные, как черепаха и морская свинка. Кроме всего прочего, в "живом уголке" очень удобно размещён аквариум, в котором обитают скалярии, разноцветные гуппи, меченосцы, вуалехвост.

Для ухода за живыми обитателями уголка имеется всё необходимое оборудование: тряпочки для мытья, палочки для рыхления, тазики для воды, клеёнки, фартучки, стаканчики для рассады и т.п.

На подоконнике уютно оборудован "зимний огород". На окне зеленеет лук, посаженный в ящичек, сделанный в виде полена. Рядом расположилась "свинка" (земля, сформованная в чулке в виде свиньи) с щетиной из овса. По протянутым нитям ползут вверх плети самоопыляющихся огурцов, на которых уже появляются плоды. Кроме того, имеются горшочки с перцем и томатом. Всё оформлено очень красочно, что привлекает внимание детей и повышает интерес к познанию.

Для проведения экспериментально-исследовательской деятельности в группе имеются лупы, колбочки, семена различных растений, трав, заранее заготовленная земля и др.

В групповой комнате также оборудован макет "лесной зоны", где, довольно- таки, умело имитирована природа лесной зоны. Там же присутствуют фигуры лесных обитателей. Дети имеют возможность познавать не только строение диких животных, но и изучать условия их обитания.

Для проведения занятий и игровой деятельности куплены наглядные пособия: специальные картины о природе, таблицы о строении животных и растений, плакаты с изображением природных сообществ, диафильмы, видеокассеты с записями телевизионных программ о жизни животных и растений, пластинки с произведениями П.И. Чайковского "Времена года". В книжном уголке специально отведён раздел, где имеются книги о живом мире разных писателей (Чарушина, Паустовского, Мамина-Сибиряка, Киплинга, Тютчева, Фета, Есенина и др.).

Руками воспитателей изготовлено очень много дидактических игр экологического содержания, среди которых имеются и о живой природе, например: "Птички на кормушках", "Пищевые цепочки", "Угадай правило", "Угадай по запаху", "Узнай по описанию", "Лото", "Кто где живёт?", "Вот так овощ, вот так фрукт", "Найди пару", "Вершки – корешки", "Усик, луковка, розетка", "Что сначала, что потом", "С чьей ветки листок", "Сложи растение, животного из частей" и другие.

Анализируя планирование воспитательно-образовательного процесса по проблеме формирования знаний о многообразии живой природы, можно сделать следующие выводы:

- нет системы в планировании работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы;

- перспективного планирования по данной проблеме не существует;

- однообразие методов и приёмов при планировании.

Если работа по формированию знаний о природе ведётся безсистемно, то возникает потребность в определении уровня знаний старших дошкольников о живой природе.

Для оценки уровня экологических представлений детей была использована диагностика экологической воспитанности на основе критериев, выделенных Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцевой и др. В ней принимала участие вся старшая группа(см. список).

Параметрами оценки знаний о природе являлись: полнота, существенность, обобщённость, системность, а также познавательный интерес детей, осознание ценности природы, эмоционально-эстетический компонент, гуманные чувства, трудовые умения и навыки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам. «Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деяте ...

Сущность профессионального самоопределения
До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопредел ...

Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природ ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru