Контрольный эксперимент и его анализ

Страница 3

Также хорошо ориентируются в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируются в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т. п.). Совершенно не понимают вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем? и т. п.).

2 уровень успешности, который до проводимой работы составлял 50% от всей группы, на конец обучения составил 20%. 30% детей перешли на более высокий уровень развития понимания речи.

Итак, изучение полученных материалов свидетельствует, что дети, составлявшие экспериментальную группу, смогли перейти на более высокий уровень успешности. У них произошли положительные сдвиги и в овладении лексико-грамматическими средствами речи; значительно увеличился словарный запас, объем предложений, которые дети употребляли в самостоятельном высказывании. В ходе наблюдений был выявлен и значительный рост речевой активности. Не наблюдалось отказов детей от выполнения заданий.

По итогам выполнения заданий первой и второй серии дети экспериментальной и контрольной группы продемонстрировали следующие уровни успешности:

1 уровень успешности – нулевой. Количество детей сохранилось в неизменном уровне продемонстрировавших данный уровень до обучения с использованием предложенным комплексом игр. И составило 10 %

2 уровень успешности – ситуативный уровень развития понимания речи. Дети, находящиеся на данном уровне успешности до формирующего эксперимента составлял 50 %. После обучения с использованием предложенных нами игр 30% детей перешли на следующий уровень успешности.

3 уровень успешности – номинативный уровень по итогам формирующего эксперимента составил 50 %, что по сравнению с числом детей, продемонстрировавших данный уровень до обучения, увеличился на 30%.

4 уровень успешности – предикативный уровень развития понимания речи увеличился с 1 ребенка (10%) до 2 (20%).

5 уровень успешности – расчлененный уровень остался не доступным для детей данной категории.

Проведенное обучение изменило качественно-количественные показатели в лучшую сторону, что свидетельствует о продвижении детей экспериментальной группы в развитии импрессивной речи.

В контрольной группе количественно-качественные показатели выполнения заданий почти не отличались от данных констатирующего эксперимента. Испытуемые этой группы при изучении их уровня понимания речи не справились с большинством предложенных заданий первой серии, задания второй серии оказались им не доступны.

Таким образом, дети контрольной группы отставали от детей экспериментальной группы по уровню развития понимания речи.

Анализ литературных источников показал, что в большей степени у детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости нарушены мышление и речь, наблюдается несформированность всей речевой системы, а не отдельных её сторон и функций. Причём импрессивная речь у данной категории детей находится на низком уровне, это обусловлено несформированностью понимания, как значений слов, так и грамматического значения слов.

В настоящее время в специальной педагогике идёт активный поиск наиболее оптимальных форм организации образовательной среды для детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости, разрабатываются инновационные программы их обучения, разрабатываются учебно-методические материалы. Приоритетным направлением в обучении таких детей является формирование речевой системы и соответственно ее базы - импрессивной речи.

Проведённое нами исследование позволило определить уровень сформированности понимания значений слов и их грамматическое значение у детей 9 – 13 летнего возраста с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости и выделить 5 уровней успешности в зависимости от уровня сформированности импрессивной речи:

1 уровень успешности – соответствует нулевому уровню развития понимания речи.

2 уровень успешности – соответствует ситуативному уровню развития понимания речи .

3 уровень успешности - соответствует номинативному уровню развития понимания речи.

4 уровень успешности - соответствует предикативному уровню развития понимания речи.

5 уровень успешности - соответствует расчлененному уровню развития понимания речи.

Констатирующий эксперимент показал, что уровень сформированности импрессивной речи у этих детей низкий. Лишь 10% детей данной категории доступен предикативный уровень понимания речи. Расчленены уровень остался не доступен детям и после проведенной коррекционно-логопедической работы.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся
На уроках истории учитель стремится содержанием учебного материала, приемами, средствами преподавания, манерой изложения (интонациями, паузами, ударениями в речи) активизировать внимание учащихся и вызвать у них адекватную эмоциональную реакцию на изучаемый материал, активизировать умственные и уче ...

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период ...

Особенности использования аутентичных материалов лингвострановедческого характера как средства обучения общению
В соответствии с требованиями образовательного стандарта «…образование средствами иностранного языка предполагает знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка (лингвострановедение, страноведение)…, включение школьников в диалог культур…, знакомство с достижениями национал ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru