Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников

Страница 2

Диагностика представляла собой серию вопросов, проблемных и игровых заданий, предложенных детям всей группы. Вопросы и задания распределены на блоки.

I.Выявление полноты знаний о живой природе.

Вопросы и игровые задания:

- какие признаки живого ты знаешь?;

- назови комнатные растения в группе?;

- каких животных ты знаешь? (по картинкам);

- назови сезоны года (по картинкам);

- д/и "Хорошо – плохо" (хорошие и плохие поступки по отношению к природе);

- д/и "Узнай по голосу животного"/

II. Существенность знаний.

- расскажите, как передвигаются эти животные? Почему?;

- какие условия нужны растениям для роста?;

- какое время года изображено на картинках? Как ты узнал?

- что общего у животных, растений и человека?;

- д/и "Угадай, про кого расскажу";

- д/и "Живое – неживое".

- отчего некоторые животные бегают, другие ползают (плавают, летают, лазают);

- нужны ли животным растения;

- могут ли растения обойтись без животных.

III. Обобщённость знаний.

- д/и "Лото" (назови одним словом всё, что изображено на картинках);

- опиши, какой бывает природа зимой, весной, летом, осенью?;

- что должен сделать человек, чтобы вырастить растение?;

- разложи картинки на две группы: растения – животные.

- чем живая природа отличается от неживой;

- какие живые существа ты знаешь? Что их объединяет?

- чем животные похожи на растения;

- что нужно всем животным на земле. Отбери картинки, на которых нарисовано, что относится к неживой природе, но необходимо живым существам,

- где живут птицы. Могут ли водоплавающие птицы жить в лесу.

IV. Системность знаний.

- для чего растению нужен стебель, корень, лист и т.д.?;

- как растение и животные приспосабливаются к смене сезонов? Почему?;

- чем живая природа отличается от не живой? К какой относится человек?;

- д/и "Кто где живёт?".

- как объяснить, что у большинства животных детёныши рождаются весной;

- как птицы размножаются. Ухаживают ли за своим потомством;

- д/ и "Что сначала, что потом." (как происходит рост и развитие птицы, лягушки, кошки, бабочки и др.Рассказывая, ребёнок раскладывает карточки – модели).

V. Знание правил поведения в природе.

- д/и "Экологические знаки";

- как ты думаешь, можно ли шуметь в лесу?";

- что нужно сделать, если птенец выпал из гнезда?;

- выбери картинки, на которых дети поступают правильно. Почему ты выбрал эти? (мальчик дразнит собаку, дети оставили мусор на поляне, дети идут по лесной тропинке друг за другом, девочка обходит муравейник).

Реальное поведение детей анализировалось по результатам наблюдений за деятельностью детей в живой природе, уголке природы в группе.

VI. Эмоционально-эстетический компонент.

- какое комнатное растение тебе больше всего нравится? Почему?;

- ты любишь животных? Почему?;

- какая картина тебе больше всего нравится? (на первой изображён букет в вазе, на второй – лесная поляна с цветущими растениями);

- какое время года тебе больше всего нравится? Почему?

VII. Выявление гуманных чувств.

- предложить ребёнку полюбоваться растениями в уголке природы (заранее поставить туда одно завядшее растение). Хорошо ли чувствуют себя все растения? Которому из них нужна помощь? Что нужно сделать?;

- предложить картинки, на которых люди обижают животных, ломают ветки деревьев и т.д. попросить рассказать, какие чувства вызывают эти картинки;

- как люди охраняют природу.

VIII. Осознание детьми ценности природы.

- какую пользу природа приносит человеку?;

- чем тебе интересна природа?;

- помогает ли природа людям быть здоровыми?;

- может ли жить природа без человека?

IX. Трудовые умения и навыки.

Уровень сформированности трудовых умений и навыков определялся в практической деятельности в уголке природы:

- покажи, как правильно рыхлить комнатные растения;

- покорми, пожалуйста, рыбок;

- давай почистим клетку у морской свинки.

X. Наличие познавательного интереса.

Анализ наличия познавательного интереса был проведён с помощью наблюдений на занятиях, в игровой деятельности, в повседневной деятельности.

Для обработки полученных при диагностике данных проводилась по пятибалльной системе, где:

1 балл – узкие, неадекватные знания, частые заблуждения;

2 балла – нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов. Вычленение признаков рядоположения. Отсутствуют знания об объективно-существенных сторонах;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-ым годам XX столетия, в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Главная идея обучения в сотрудничестве – учится вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Обуч ...

Математическое мышление
Эффективность и качество обучения математике определяются не только глубиной и прочностью овладения школьниками системой математических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и уровнем их математического развития, степенью подготовки к самостоятельному овладению знаниями, сформиро ...

Гигиенические правила письма и их нарушение
Возникающие трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и медицинские, и педагогические. Письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. Уже давно известно, что при поступлении в школу резко меняется о ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru