Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников

Страница 3

3 балла – нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов;

4 балла – установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщённости знаний;

5 баллов – системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

Исходя из этого, выделяются уровни сформированности знаний о живой природе, выделенных в программе "Детство".

55 – 44 балла – высокий уровень.

Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие к попавшим в беду; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить их состояние, элементарно установить причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающих их красивыми. Проявляет активность, стремление к познанию новых сведений о природе, базирующихся на уже знакомых представлениях. Выделяет и осознаёт как практическую, оздоровительную, эстетическую ценность природы, так и её самоценность.

43 – 37 баллов – достаточный уровень.

Ребёнок знает достаточное количество растений и животных, их характерные признаки. Самостоятельно выделяет признаки живого, чаще ориентируясь на конкретный объект, чем систему в целом. Выявляет существенные связи класса объектов, ориентируется в элементарных понятиях, хотя допускает незначительные ошибки. Проявляет интерес к привлекательным объектам природы, тянется к общению с живыми объектами, эмоционально его переживает, проявляет гуманные чувства к очевидным нарушениям во взаимодействии "человек – природа". Осознание ценности природы сформировано достаточно полно, но возникают затруднения в выделении самоценности природы. Выделяет признаки красоты природы, эстетический компонент.

36 – 29 баллов – средний уровень.

Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, некоторых зверей, рыб, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные, не всегда существенные признаки. Затрудняется в выделении родовых, видовых обобщений, объективных связей внутри класса объектов. Знает некоторые правила поведения в природе. Но не всегда переносит их в реальное поведение. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребёнок эмоционально откликается на красоту природы, осознаёт основные компоненты её ценности, проявляет в ряде случаев гуманные чувства.

Менее 29 баллов – низкий уровень.

Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за животными и растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены. Не проявляет познавательного интереса к природе, ценность определяет лишь в практическом использовании человеком.

Таким образом, на констатирующем этапе работы с детьми были проведены индивидуальные беседы, которые включали вопросы, задания игрового характера, дидактические игры, проблемные ситуации, а также метод наблюдения за отношением детей к живым существам в природе.

Уровень полноты знаний определял многообразие объектов и сторон познаваемого объекта, известных ребёнку. Детям были предложены словесная и дидактическая игра, а также ряд вопросов. Ответы детей показали, что большинство из них обладают достаточным объёмом знаний о многообразии природы. Многие дети ответили полно, выделили существенные признаки при раскрытии вопросов. Так на вопрос: "Назови сезоны года" - Павел Р. ответил: "Я все сезоны знаю, сейчас идёт зима, потом будет весна, потом лето, а потом осень, а после опять зима и всё сначала".

Дети также показали, что многие из них знают большое количество растений и животных. Например, на вопрос: "Каких животных ты знаешь?" - Настя А. спросила: "Домашних или диких?", что позволяет отметить полноту и точность её представлений о животных. В этой серии наиболее заинтересовала детей игра "Узнай по голосу", которая вызвала эмоционально-положительный настрой к продолжению беседы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Роль информатики в современном образовании
Состояние школьного образования в современной России можно обозначить как переходное. Прежние принципы обучения детей утрачивают свою актуальность, появляется необходимость огромного количества нововведений, которые соответствовали бы состоянию науки, техническим возможностям и жизненной необходимо ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Методика проведения занятия по теме «Узлы и зацепления»
Тема: Узлы и зацепления. Тип урока: Урок введения нового материала; урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование на наглядном уровне целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием узлов и зацеплений на наглядном уровне для дальнейшего изучения данного ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru