Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников

Страница 3

3 балла – нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов;

4 балла – установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщённости знаний;

5 баллов – системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

Исходя из этого, выделяются уровни сформированности знаний о живой природе, выделенных в программе "Детство".

55 – 44 балла – высокий уровень.

Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие к попавшим в беду; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить их состояние, элементарно установить причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающих их красивыми. Проявляет активность, стремление к познанию новых сведений о природе, базирующихся на уже знакомых представлениях. Выделяет и осознаёт как практическую, оздоровительную, эстетическую ценность природы, так и её самоценность.

43 – 37 баллов – достаточный уровень.

Ребёнок знает достаточное количество растений и животных, их характерные признаки. Самостоятельно выделяет признаки живого, чаще ориентируясь на конкретный объект, чем систему в целом. Выявляет существенные связи класса объектов, ориентируется в элементарных понятиях, хотя допускает незначительные ошибки. Проявляет интерес к привлекательным объектам природы, тянется к общению с живыми объектами, эмоционально его переживает, проявляет гуманные чувства к очевидным нарушениям во взаимодействии "человек – природа". Осознание ценности природы сформировано достаточно полно, но возникают затруднения в выделении самоценности природы. Выделяет признаки красоты природы, эстетический компонент.

36 – 29 баллов – средний уровень.

Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, некоторых зверей, рыб, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные, не всегда существенные признаки. Затрудняется в выделении родовых, видовых обобщений, объективных связей внутри класса объектов. Знает некоторые правила поведения в природе. Но не всегда переносит их в реальное поведение. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребёнок эмоционально откликается на красоту природы, осознаёт основные компоненты её ценности, проявляет в ряде случаев гуманные чувства.

Менее 29 баллов – низкий уровень.

Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за животными и растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены. Не проявляет познавательного интереса к природе, ценность определяет лишь в практическом использовании человеком.

Таким образом, на констатирующем этапе работы с детьми были проведены индивидуальные беседы, которые включали вопросы, задания игрового характера, дидактические игры, проблемные ситуации, а также метод наблюдения за отношением детей к живым существам в природе.

Уровень полноты знаний определял многообразие объектов и сторон познаваемого объекта, известных ребёнку. Детям были предложены словесная и дидактическая игра, а также ряд вопросов. Ответы детей показали, что большинство из них обладают достаточным объёмом знаний о многообразии природы. Многие дети ответили полно, выделили существенные признаки при раскрытии вопросов. Так на вопрос: "Назови сезоны года" - Павел Р. ответил: "Я все сезоны знаю, сейчас идёт зима, потом будет весна, потом лето, а потом осень, а после опять зима и всё сначала".

Дети также показали, что многие из них знают большое количество растений и животных. Например, на вопрос: "Каких животных ты знаешь?" - Настя А. спросила: "Домашних или диких?", что позволяет отметить полноту и точность её представлений о животных. В этой серии наиболее заинтересовала детей игра "Узнай по голосу", которая вызвала эмоционально-положительный настрой к продолжению беседы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...

Примерные вопросы для проверки назначения приборов
Рассказать по рисунку действие прибора для получения водорода. Как проверить водород на чистоту? Нарисовать аппарат Киппа и рассказать, как он работает. Найти на демонстрационном столе прибор для разложения воды электрическим током и объяснить устройство и принцип его действия. Собрать из имеющихся ...

Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями непосредственно на уроках в СКОУ VIII вида. Цели данного исследования: выявл ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru