Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры

Страница 3

Мы уже отмечали структуру дидактической игры, но хотелось бы остановиться на этом вопросе подробнее. Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов - это дидактическая задача, наличие задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Структурным элементом является игровая задача. Эти две задачи отражают взаимосвязь обучения и игры. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Еще один составной элемент дидактической игры - правила игры. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других только отдельные элементы.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правиле, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. При подборе и разработке игр педагоги исходили из основных закономерностей обучения. Главная из них - это то, что обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Учитывая эту закономерность разработаны игры с учетом разнообразных видов деятельности ученика. так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечить формирование навыков учебной работы и нормирование свободной учебной деятельности.

В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера и т.д.). Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Например, пункция освоения социальных ролей может реализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры чаше всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей.

Нe следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна быть самоцелью, не должна проводиться только для развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках, в силу этого заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то после освоения в игровых ситуациях элементов учебной деятельности игра превращается в дидактический прием.

Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал. При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Вот главная из них: обучение происходит только при активной познавательной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой.

Учитывая закономерность, можно провести классификацию игр с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности, и помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, составляют узор по образцу и др.

2. игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое количество игр, направленных на формирование вычислительных навыков («Молчанка», «Поднимись по лесенке», «Вперед! В космос!»).

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламски ...

Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"
Высшей формой внутренней организации группы является коллектив. Но не всякая внешне - и внутреннеорганизованную группу можно назвать коллективом. Это основная проблема теории коллектива не только сразу понятна, но многими не понимается правильно и поныне. Так, автор одной из первых отечественных мо ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
Таблица 1 Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на исследование состояния словаря. № Параметры исследования Среднее количество баллов ЭГ КГ Исследования пассивного номинативного словаря 4 4,9 Исследования пассивного атрибутивного словаря 3,1 4,7 Исследования пас ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru