Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры

Страница 2

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. А.П.Усова отметила воспитательное влияние игр: «Каждая игра, если она по силам ребенку ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны».

Дидактическая игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к обучению. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мыс ли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами. И наконец, игра - это снимающее напряжение и прочие неприятности. Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной учащимися, является игра. Ребенок развивается и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста, при их отборе учитель учитывает, как ребенок усваивает знания. Возрастное развитие ребенка предполагает формирование содержания форм игр, которые зависят от основных функций.

Для младших школьников учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка, игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушаемое доверие и уважение к школьной премудрости, что метает свободному освоению знании, кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным дидактических игр, используемых на уроках, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающий напряжение, которое возникает у ребенка особенно в период адаптации к школьному режиму. Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти.

Дидактические игры имеют основной определенный результат в научении игроков, в развитии личности, хотя конечно и в них осуществляется контрольно-оценочная функция. В этих играх важнее сам процесс игры, в ходе которого и происходит развитие участников, а не результат, который, кстати, часто бывает известен ведущему заранее. Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственную задачу, составленную взрослыми в занимательной или игровой форме. Их цель - содействовать формированию познавательной активности ребенка, дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения.

Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов:

А) содержание;

Б) игровое действие;

В) правила;

Г) дидактическая задача.

Последний компонент является основным элементом дидактической игры, разнообразны задачи дидактических игр. Велико значение правил, определяющих то, что и как должен делать каждый участник игры, чтобы решить задачу. В таких играх немаловажную роль отводится игровым действиям, которые увлекают детей, поддерживая интерес к самой игре.

Дидактические игры это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенно через задачу игровую, игровые действия и правила.

Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактических игр, справедливо указывал: « .нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Оценивая роль дидактической игры в системе обучения А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Списки с Владимирской иконы
С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования. Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы ( с показом видеоряда списков ): Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древн ...

Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика
Деятельность, связанная с изучением программирования, информационных технологий, и в целом информатики, оказывает существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Естественно, что при любом обучении, любому предмету, так или иначе, интеллект развива ...

Симптоматика общего недоразвития речи
По данным Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В[45]., несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4 ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru