Развитие профильного обучения в дидактике

Страница 1

Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права.

Осуществление системного подхода к управлению профориентацией позволяет учесть междисциплинарные её аспекты, открывает возможность систематического, организованного и упорядоченного расчленения и решения проблемы. На основе этого подхода определяются цели профориентации, задачи, функции, структура, содержание этого процесса, виды деятельности по формированию у школьников профессионального самоопределения [27].

Профессиональная ориентация в нашей стране – сложная, динамичная, социально-педагогическая система, занимающаяся решением как теоретических, так и практических вопросов.

В соответствии с проектируемыми результатами профориентация на всех уровнях имеет свои цели и задачи. Профессиональное самоопределение у младших школьников является продолжением их знакомства с трудом и тружениками. Это дальнейшее развитие потребности в учебном, общественно-полезном труде, ознакомление с миром профессий, трудовой деятельностью людей, овладение некоторыми доступными элементами труда по разным профессиям, формирование интереса к ним.

Создание целостной системы профориентации, способной решить возложенные на нее задачи, возможно лишь в том случае, когда каждый структурный компонент будет хорошо работать на всю систему, справляться с возложенными на него функциями. Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются ее целями: социальную, экономическую, психолого-педагогическую и медико-физиологическую.

Социальная функция профессиональной ориентации предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного члена общества и самосовершенствоваться в соответствии с государственными, общественными отношениями.

Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение труда, снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности и производительности труда, экономию рабочего времени. Необходимо сформировать у подростков отношение к выбору профессии и дальнейшему образованию с учетом познанной необходимости овладения специальностью, имеющей первостепенное значение для развития народного хозяйства данного экономического района.

Психолого-педагогическая функция – это, прежде всего, появление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощи им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением школьников.

Медико-физиологическая функция – это реализация потребностей к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В условиях общеобразовательной школы важно своевременно определить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья учащихся, предостеречь их от выбора противопоказанной профессии, в случае необходимости скорректировать профессиональные планы школьников таким образом, чтобы они максимально соответствовали их физическим возможностям.

Профессиональная ориентация является целостной системой, состоящей из взаимосвязанных компонентов, одним из которых являются направления профориентационной работы – это профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, основой которой является производительный труд, игровой, коммуникативной), профессиональная консультация, профессиональная адаптация.

В свою очередь, каждая подсистема включает в себя свои компоненты, имеющие свои цели, определенные общей целью.

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у школьников положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей общества и своих психофизиологических возможностей.

Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает профессиональную информацию, состоящую из двух элементов: профессиональной пропаганды и профессиональной агитации.

Не менее важное значение в профессиональной ориентации учащихся играет развитие их интересов и склонностей в различных видах профессиональной деятельности.

К предметно-практической деятельности, исходя из специфики содержания и структуры профориентации, следует отнести учебную (познавательную) деятельность и деятельность по усвоению норм человеческих отношений.

Учебная деятельность, бесспорно, познавательная, но, выделяя ее, мы тем самым подчеркиваем, что познавательная деятельность осуществляется не только на уроке, но во внеурочное время. Это знакомство учеников с миром профессий, труда, основами техники и технологии производства, формирование интересов, склонности к конкретному труду.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Цель, задачи и содержание внеурочной работы по учебным предметам
В школьной практике учитель имеет возможность по своему усмотрению в зависимости от конкретных условий организации внеурочной работы определить ее цель и задачи. Стратегической же целью организации внеурочной работы школьников по учебному предмету является создание условий для развития и саморазвит ...

Методика проведения занятия по теме «Двумерные поверхности»
Тема: Двумерные поверхности. Тип урока: Урок введения нового материала, урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием двумерных поверхностей. Развивающая: Обеспечить у школьников развитие пространственного ...

Психофизиологическая характеристика процесса чтения
Чтение – сложный процесс. Взрослый, опытный читатель не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс чтения, так как эти действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент предста ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru