Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в 1 классе

Педагогические практики » Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в 1 классе

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное значение игры трудно переоценить, она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна выразить, выработать определенные нравственные качества.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых, эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал Антон Семенович Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». «Хорошая игра похожа на хорошую работу... В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С.Макаренко.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивный.

Игра это не только творчество, но и труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, развивают фантазию, ориентируются в необычных ситуациях, даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием.

Народная педагогика талантливо решила вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх. В последнее время вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П.Усовой, У.И.Падиной, Ф.Н.Блекер, В.Й.Хачапуридзе, З.М.Богусловской, А.И.Сорокиной, А.П.Бондаренко, А.Л.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми, В исследовании накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. Обучение и игровая деятельность как форма обучения направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развития любознательности и познавательных интересов. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, преодоление трудностей также является одним из важнейших качеств игры в условиях учебной деятельности, в усвоении учебного материала.

Ш.А. Амонашвили говорил: «...без игры (педагогической) на уроке невозможно увлечь учеников в мир знании и нравственных переживаний, сделать их активными участниками, творцами урока». На уроках следует создать такую ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Если несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат при использовании на уроках, у ребенка в начальной школе фантазия развита настолько хорошо, что позволяет оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя детей.

Для младших школьников - учение - новое дело, поэтому при знакомстве со школьной жизнью способствует снятию барьера между внешним миром и психикой ребенка, игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младших школьников страх неизвестности, постоянное внушаемое уважение к школьной премудрости, и кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не нормирована, Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.

Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование учебной работы и формирование свободной учебной деятельности.

Младшим школьникам быстро надоедает однообразие, они стремятся к игровой деятельности, игра для них - смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Главная задача учителя в обучении в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения, и этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.

Сейчас в школе идет поворот к личности школьника. Он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные отданного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения, самореализации, самовыдвижения в развитии. И этому достойно служит игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения и досуга, это возможно, если школа видит в ученике человека самобытного, имеющего свой мир отношений, интересов, стремление к полноценному досугу, к яркой игровой детской жизни.

Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Разнообразие игр обеспечивает детям множество удовольствий - удовлетворение, разнообразие средств связи в детской среде и в обществе в целом. Игра всегда подразумевает взаимодействие, ибо играть - это значит вступать в контакты с кем-то, в этом плане игра - диалог между партнерами или группами играющих.

Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и много «рассказывает» самому ребенку о нем самом и педагогу об играющем индивидууме. Игра главная сфера общения детей; в ней решается проблема межличностных отношении, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. Игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу. Эту проблему мы хотели бы постараться раскрыть в нашей работе.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников математике.

Предмет исследования - возможность использования различных дидактических игр на уроках математики пои изучении нумерации в пределах 10.

Цель исследования - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала. Задачи исследования:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- Изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в начальной школе в современной педагогической литературе;

- Изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математики;

- Изучить на практике воздействие дидактической игры на мысли тельные процессы младших школьников.

Гипотеза - если применять дидактическую игру на уроках математики в 1 классе, то активизируется познавательная деятельность младших школьников.

Методы исследования -

- Теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

Практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный методы.

Практическая значимость нашей работы - в результате работы были изучены различные виды дидактических игр и их применение на уроках математики, а также разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Новости образования:

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Сущность развития речи
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овлад ...

Понятие и сущность теории коллектива
Коллектив (от лат. collectifious — собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации[6;48]. Согласно такому определению разли ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru