Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

Педагогические практики » Условия формирования межкультурной толерантности у подростков » Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

Страница 2

Таким образом, в моделировании образовательного пространства мы приходим к категории педагогической (или дидактической) ситуации.

Причем, дидактическая ситуация – это не просто совокупность, но система дидактических условий становления ребенка, сознательно конструируемая или используемая педагогом в целях обучения и воспитания.

В качестве метода исследования мы в своей работе использовали метод ситуационного анализа.

Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной реальной и имитированной ситуации.

Мы будем использовать рабочее определение ситуации как совокупности взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие педагогической практики и требующих соответствующих оценок, действий.

Основное назначение кейс-метода – активизация процесса обучения.

Для анализа конкретной ситуации надо выявить критерии, по которым создаются кейсы и методы обучения, за счет которых обеспечивается их эффективность.

Рассматривая кейс как особый вид учебного материала, попытаемся выделить основные требования к содержанию кейса.

Кейс содержит в себе определенную ситуацию. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение определенного времени. Кейс должен содержать максимально реальную картину.(3).

При конструировании ситуации необходимо исходить из следующих критериев:

должна быть незавершенной, предполагающей множественность вариантов поведения участников;

быть узнаваемой, апеллировать к опыту субъектов общения;

включать некоторое множество ролей (позиций);

содержать в себе внутреннее противоречие, оппозицию сторон, задающую динамику сценическому действию.

ситуация должна быть представлена в "событийном" стиле, с развивающейся внутренней интригой.

Главным структурным компонентом кейса является проблема. Проблема - краткое описание проблемы, определенная хронология развития ситуации с указанием предпринятых действий по ликвидации проблемы или воздействующих факторов; желательно оценить результаты их воздействия. (20, с. 356).

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы.

Кейс следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим методом одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения.

Основные типы кейс-стади:

Иллюстративные учебные ситуации - обычно описывается деятельность;

Учебные ситуации с формированием проблемы - предполагается не только правильная формулировка проблемы, но и наиболее эффективные пути её решения;

Учебные ситуации без формирования проблемы. Ситуация в таком кейс-стади может не содержать части информации. Определить потребность в такой информации и затребовать её - является частью задания слушателям;

Прикладные упражнения.

И. Г.Сангадиева выделяет источники кейса. Жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы кейса. Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания. Наука – это третий источник кейса. Она задает научные методы, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа».

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...

Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Целью данной экспериментальной работы является: - определение уровня сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием; - сопоставление уровней владения связной речью младшими школьника ...

Методика эксперимента и его организация
внеклассный воспитательный иностранный факультативный С целью определения эффективности форм внеклассной воспитательной работы в процессе обучения иностранному языку проведен педагогический эксперимент. При разработке эксперимента объектом исследования были формы организации внеклассной воспитатель ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru