Таким образом, в моделировании образовательного пространства мы приходим к категории педагогической (или дидактической) ситуации.
Причем, дидактическая ситуация – это не просто совокупность, но система дидактических условий становления ребенка, сознательно конструируемая или используемая педагогом в целях обучения и воспитания.
В качестве метода исследования мы в своей работе использовали метод ситуационного анализа.
Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной реальной и имитированной ситуации.
Мы будем использовать рабочее определение ситуации как совокупности взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие педагогической практики и требующих соответствующих оценок, действий.
Основное назначение кейс-метода – активизация процесса обучения.
Для анализа конкретной ситуации надо выявить критерии, по которым создаются кейсы и методы обучения, за счет которых обеспечивается их эффективность.
Рассматривая кейс как особый вид учебного материала, попытаемся выделить основные требования к содержанию кейса.
Кейс содержит в себе определенную ситуацию. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение определенного времени. Кейс должен содержать максимально реальную картину.(3).
При конструировании ситуации необходимо исходить из следующих критериев:
должна быть незавершенной, предполагающей множественность вариантов поведения участников;
быть узнаваемой, апеллировать к опыту субъектов общения;
включать некоторое множество ролей (позиций);
содержать в себе внутреннее противоречие, оппозицию сторон, задающую динамику сценическому действию.
ситуация должна быть представлена в "событийном" стиле, с развивающейся внутренней интригой.
Главным структурным компонентом кейса является проблема. Проблема - краткое описание проблемы, определенная хронология развития ситуации с указанием предпринятых действий по ликвидации проблемы или воздействующих факторов; желательно оценить результаты их воздействия. (20, с. 356).
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы.
Кейс следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим методом одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения.
Основные типы кейс-стади:
Иллюстративные учебные ситуации - обычно описывается деятельность;
Учебные ситуации с формированием проблемы - предполагается не только правильная формулировка проблемы, но и наиболее эффективные пути её решения;
Учебные ситуации без формирования проблемы. Ситуация в таком кейс-стади может не содержать части информации. Определить потребность в такой информации и затребовать её - является частью задания слушателям;
Прикладные упражнения.
И. Г.Сангадиева выделяет источники кейса. Жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы кейса. Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания. Наука – это третий источник кейса. Она задает научные методы, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа».
Новости образования:
Информатизация системы российского образован
Единая информационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, для реализации концепции опережающего образования, идея которого, предложенная академиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современного образования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережа ...
Работа с учебниками физической географии
Свою роль приемы учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. Под такой системой следует понимать совокупность, приемов учебной работы, обеспечивающих формирование поставленных целей обучения и воспитания. Она представляет собой составную част ...
Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном
самоопределении учащихся
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение т ...