Таким образом, в моделировании образовательного пространства мы приходим к категории педагогической (или дидактической) ситуации.
Причем, дидактическая ситуация – это не просто совокупность, но система дидактических условий становления ребенка, сознательно конструируемая или используемая педагогом в целях обучения и воспитания.
В качестве метода исследования мы в своей работе использовали метод ситуационного анализа.
Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной реальной и имитированной ситуации.
Мы будем использовать рабочее определение ситуации как совокупности взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие педагогической практики и требующих соответствующих оценок, действий.
Основное назначение кейс-метода – активизация процесса обучения.
Для анализа конкретной ситуации надо выявить критерии, по которым создаются кейсы и методы обучения, за счет которых обеспечивается их эффективность.
Рассматривая кейс как особый вид учебного материала, попытаемся выделить основные требования к содержанию кейса.
Кейс содержит в себе определенную ситуацию. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение определенного времени. Кейс должен содержать максимально реальную картину.(3).
При конструировании ситуации необходимо исходить из следующих критериев:
должна быть незавершенной, предполагающей множественность вариантов поведения участников;
быть узнаваемой, апеллировать к опыту субъектов общения;
включать некоторое множество ролей (позиций);
содержать в себе внутреннее противоречие, оппозицию сторон, задающую динамику сценическому действию.
ситуация должна быть представлена в "событийном" стиле, с развивающейся внутренней интригой.
Главным структурным компонентом кейса является проблема. Проблема - краткое описание проблемы, определенная хронология развития ситуации с указанием предпринятых действий по ликвидации проблемы или воздействующих факторов; желательно оценить результаты их воздействия. (20, с. 356).
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы.
Кейс следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим методом одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения.
Основные типы кейс-стади:
Иллюстративные учебные ситуации - обычно описывается деятельность;
Учебные ситуации с формированием проблемы - предполагается не только правильная формулировка проблемы, но и наиболее эффективные пути её решения;
Учебные ситуации без формирования проблемы. Ситуация в таком кейс-стади может не содержать части информации. Определить потребность в такой информации и затребовать её - является частью задания слушателям;
Прикладные упражнения.
И. Г.Сангадиева выделяет источники кейса. Жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы кейса. Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания. Наука – это третий источник кейса. Она задает научные методы, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа».
Новости образования:
Особенности культуры педагогической деятельности
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура"
¹ отсутствует. Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемы ...
Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...
Психологический подход к пониманию сущности чтения
Развитие учебных и познавательных интересов имеет огромное значение для успеваемости (успешности учебной деятельности). Как же надо строить учебный процесс для того, чтобы обеспечить развитие учебных и познавательных интересов? Первое, с чего следует начать - это использование того отношения, с кот ...