Соотношение основных источников детерминации кейса может быть различно. Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников:
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации, при этом учебное назначение такого кейса может сводиться закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл такого кейса сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности;
обучающие кейсы - ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи. Этот кейс Отражают типовые ситуации, предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. (22).
Кейс может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо реальную частную задачу. Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели.
Метод кейсов это не только особый вид учебного материала, но и методы работы с этим материалом в учебном процессе.
Ситуационный анализ как метод активизации учебного процесса, преследует цели: приобретать знания; развивать общие представления; понимать методы способы поведения; приобретать навыки использования способов взаимодействия; приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы, которые возникают во взаимодействии с другими; расти в умении наблюдать за другими слушать; расти в умении принимать различия. (25).
А.П.Панфилова предлагает основные варианты применения метода кейсов: диагностика проблемы, выработка участниками занятия методов их решения, оценка обучаемыми предпринятых действий по решению проблемы и их последствий. (20, с. 278).
Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Одна из форм работы с кейсом - инсценировка - метод проигрывания ролей, представляет собой групповое погружение в имитируемое событие, целью которого является создание правдивой ситуацию для того, чтобы у обучаемых была возможность оценить роли других участников игры.
Содержанием ролевой игры являются отношения между людьми. В игре предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к достойному завершению. Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре – создание модели поведения. Используется с целью развития в людях навыков конструктивного взаимодействия, формирования адекватного восприятия других. (20, с. 289).
Базовые теоретические понятия группового погружения в имитируемое событие: идентификация, экстериоризация, игра, событие.
Идентификация - отождествление индивидом себя с другим человеком, обеспечивает усвоение способов поведения, норм конвенциональных ролей. В своем внутреннем мире (сознании) субъект строит образ, символ, знак чего-либо, с чем он устанавливает ценностно-смыловое отношение. Экстериоризация - смыслы, переживания, чувствования как бы приобретают внешний модус существования.
Игра (игродействие) становится формой организации коммуникации. Игру понимают «как процесс театрального типа», где участники практикума проецируют собственные проблемы, представления, смыслы.
Новости образования:
Значение дидактических игр
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту - атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обстановке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий. Реально смена игровой де ...
Анализ результатов формирования экологического
сознания детей на трех этапах
Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов. Был проведен эксперимент в старшей группе детского сада «Золотой ключик» города Духовщина, количество детей – 20 человек. Воспитатели: Михалькова Н ...
Краеведческая работа с подростками
Кукушкин B.C. определяет внеурочную краеведческую работу как поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры). Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей. Хорошо, когда шко ...