Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

Педагогические практики » Условия формирования межкультурной толерантности у подростков » Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

Страница 3

Соотношение основных источников детерминации кейса может быть различно. Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников:

практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации, при этом учебное назначение такого кейса может сводиться закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл такого кейса сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности;

обучающие кейсы - ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи. Этот кейс Отражают типовые ситуации, предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. (22).

Кейс может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо реальную частную задачу. Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели.

Метод кейсов это не только особый вид учебного материала, но и методы работы с этим материалом в учебном процессе.

Ситуационный анализ как метод активизации учебного процесса, преследует цели: приобретать знания; развивать общие представления; понимать методы способы поведения; приобретать навыки использования способов взаимодействия; приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы, которые возникают во взаимодействии с другими; расти в умении наблюдать за другими слушать; расти в умении принимать различия. (25).

А.П.Панфилова предлагает основные варианты применения метода кейсов: диагностика проблемы, выработка участниками занятия методов их решения, оценка обучаемыми предпринятых действий по решению проблемы и их последствий. (20, с. 278).

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Одна из форм работы с кейсом - инсценировка - метод проигрывания ролей, представляет собой групповое погружение в имитируемое событие, целью которого является создание правдивой ситуацию для того, чтобы у обучаемых была возможность оценить роли других участников игры.

Содержанием ролевой игры являются отношения между людьми. В игре предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к достойному завершению. Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре – создание модели поведения. Используется с целью развития в людях навыков конструктивного взаимодействия, формирования адекватного восприятия других. (20, с. 289).

Базовые теоретические понятия группового погружения в имитируемое событие: идентификация, экстериоризация, игра, событие.

Идентификация - отождествление индивидом себя с другим человеком, обеспечивает усвоение способов поведения, норм конвенциональных ролей. В своем внутреннем мире (сознании) субъект строит образ, символ, знак чего-либо, с чем он устанавливает ценностно-смыловое отношение. Экстериоризация - смыслы, переживания, чувствования как бы приобретают внешний модус существования.

Игра (игродействие) становится формой организации коммуникации. Игру понимают «как процесс театрального типа», где участники практикума проецируют собственные проблемы, представления, смыслы.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...

Реализация программы и её эффективность
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга трудных подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и гл ...

Характеристика приемов и методов активного обучения
Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей действительностью. Выделяют три основных типа ситуаци ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru