Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

Педагогические практики » Условия формирования межкультурной толерантности у подростков » Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

Страница 3

Соотношение основных источников детерминации кейса может быть различно. Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников:

практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации, при этом учебное назначение такого кейса может сводиться закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл такого кейса сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности;

обучающие кейсы - ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи. Этот кейс Отражают типовые ситуации, предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. (22).

Кейс может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо реальную частную задачу. Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели.

Метод кейсов это не только особый вид учебного материала, но и методы работы с этим материалом в учебном процессе.

Ситуационный анализ как метод активизации учебного процесса, преследует цели: приобретать знания; развивать общие представления; понимать методы способы поведения; приобретать навыки использования способов взаимодействия; приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы, которые возникают во взаимодействии с другими; расти в умении наблюдать за другими слушать; расти в умении принимать различия. (25).

А.П.Панфилова предлагает основные варианты применения метода кейсов: диагностика проблемы, выработка участниками занятия методов их решения, оценка обучаемыми предпринятых действий по решению проблемы и их последствий. (20, с. 278).

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Одна из форм работы с кейсом - инсценировка - метод проигрывания ролей, представляет собой групповое погружение в имитируемое событие, целью которого является создание правдивой ситуацию для того, чтобы у обучаемых была возможность оценить роли других участников игры.

Содержанием ролевой игры являются отношения между людьми. В игре предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к достойному завершению. Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре – создание модели поведения. Используется с целью развития в людях навыков конструктивного взаимодействия, формирования адекватного восприятия других. (20, с. 289).

Базовые теоретические понятия группового погружения в имитируемое событие: идентификация, экстериоризация, игра, событие.

Идентификация - отождествление индивидом себя с другим человеком, обеспечивает усвоение способов поведения, норм конвенциональных ролей. В своем внутреннем мире (сознании) субъект строит образ, символ, знак чего-либо, с чем он устанавливает ценностно-смыловое отношение. Экстериоризация - смыслы, переживания, чувствования как бы приобретают внешний модус существования.

Игра (игродействие) становится формой организации коммуникации. Игру понимают «как процесс театрального типа», где участники практикума проецируют собственные проблемы, представления, смыслы.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламски ...

Выбор методик преподаваний занятий
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформулированы. В школе «Технология» – интегративная образовательная ...

Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи
Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; сформированная готовность у него к социально-одобряемой деятельности. Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее: принцип ориентации на личность воспитан ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru