Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста

Педагогические практики » Особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием » Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста

Страница 1

В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.

В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составляет подготовительный период, 1,5—2 месяца — тренировочный и около месяца — закрепительный.

Особенностью этой системы является то, что курс лечения делится на 3 цикла. Первоначально дети находятся на лечении 2 месяца (первый цикл), затем следует месячный перерыв; после чего снова 1,5 месяца лечения (второй цикл) и 2,5 месяца — перерыв; наконец, последний (третий цикл) — 1 месяц лечения и окончательная выписка ребенка из стационара.

Первый цикл (2 месяца, 48 занятий) — активная перестройка речи. Оптимальная цель первого цикла — полностью реализовать задачи подготовительного и тренировочного периодов. По времени реализации схематично это выглядит так: 6 занятий — обследование и знакомство с детьми; 20 занятий — подготовительный период; 22 занятия — тренировочный период.

С первого дня пребывания ребенка в стационаре и до начала тренировочного периода для детей создается щадящий режим.

В дни обследования дети находятся на постельном режиме под наблюдением воспитателя и медицинской сестры, которые организуют спокойные игры, занятия, читают сказки, прослушивают пластинки и т.д. . Речевое общение детей резко ограничено; разрешается только в необходимых случаях и только шепотом.

В это же время проводится первичная магнитофонная запись речи детей. Логопед разучивает с детьми речевую зарядку, проводит успокаивающие и стимулирующие беседы. Комплектуются группы детей для индивидуальной логопедической работы.

Собственно, с обследования речи детей и с максимального ограничения их речи начинается подготовительный период логопедической работы. Задачи и формы подготовительного и тренировочного периодов изложены выше.

Особенности их в стационаре будут выражаться лишь в следующем:

1) В условиях стационара нет возможности в тренировочный период предусмотреть усложнение речевых ситуаций вне его.

2) Перед окончанием первого цикла лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми проводится только одно сравнительно-обучающее магнитофонное занятие. Оно как бы подытоживает достигнутые результаты работы над речью ребенка.

3) Логопедическая работа в стационаре тесно связывается с воспитательской. Логопеды свои коррекционные занятия строят на материале, рекомендованном «Программой» воспитания детей дошкольного возраста, используют формы проведения занятий и игр для обычных дошкольных учреждений. В свою очередь воспитатели общеобразовательные занятия и воспитательные мероприятия соотносят с логопедическими задачами. На своих занятиях воспитатели ориентируются на речевые возможности каждого ребенка; своевременно информированные об успехах ребенка на логопедических занятиях, они закрепляют результаты логопедической работы с ним на воспитательных занятиях и в общережимные моменты.

4) Весьма своеобразна работа с родителями. Прерывность курса лечебно-педагогической работы в стационаре требует известной логопедической осведомленности родителей, чтобы в перерыве между циклами лечения ребенка не сорвать достигнутые результаты и закрепить их. С этой целью в течение первого цикла пребывания ребенка в стационаре с родителями один раз в неделю (в субботу или воскресенье) проводится занятие по логопедическому минимуму.

Первое занятие. Лекция-беседа о заикании у детей, об особенностях лечения в стационаре, о роли родителей в этом процессе.

Второе занятие. Лекция-беседа о психологических особенностях заикающихся детей, о комплексе лечебно-педагогической работы с заикающимися (с характеристикой поведения и лечения в данное время каждого ребенка. В беседе принимает участие врач-невропатолог).

Третье занятие. Беседа о направленности логопедических занятий, о логопедических приемах. Открытое логопедическое занятие (родители присутствуют на занятиях с той группой детей, где нет их ребенка). Обсуждение этого занятия.

Четвертое занятие. Присутствие родителей на открытом логопедическом занятии с детьми (в группе, где находится их ребенок). Обсуждение этого занятия.

Пятое занятие. Беседа о результатах устранения заикания у детей за первый цикл их пребывания в стационаре (используется сравнительная магнитофонная запись), о задачах, стоящих перед родителями на полуторамесячный перерыв в лечении их ребенка (даются отдельно рекомендации каждому родителю).

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков в сельской местности
В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Трудные ведут себя с напускной ...

Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...

Разработка программы профессионального самоопределения
В ходе нашего исследования мы установили, что в образовательном пространстве МОУ «Невонская средняя школа №2» старшеклассники имеют в основном средний уровень профессиональной готовности. Таким образом, в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru