Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Воспитатели, осознавшее великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного центра, выражают порой недоумение, почему нет ожидаемого результата, хотя водят своих подопечных в музей чуть ли не каждый месяц. Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений музеев, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия информации – дело настолько же наивное и безнадежное, как уповать на то, что человек, впервые взявший в руку скрипку, кисть, глину, начнет создавать прекрасные произведения искусства.
Воспитатель должен отдавать себе отчет в том, что дошкольник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры или, если угодно, специальное музейное образование. Оно непосредственно связано с формированием музейной культуры человека, которая в музейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятию музейной информации.
Занятия в музее должны сопровождаться так называемыми творческими заданиями, которые легко могут быть использованы любым музеем. Занятия с детьми должны решать следующие задачи:
Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать с точки зрения развития истории и культуры;
Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Содержание бесед должно быть таким, чтобы оно помогло ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных примерах детям представляется возможность размышлять над следующими проблемами:
Что такое предмет, его свойства;
Какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
В чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
Чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
Что такое «окружающий мир» и «культура», их взаимосвязь;
Как объяснить понятие «памятник» истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник – предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.
На первый взгляд, затрагиваемые проблемы достаточно сложны для понимания дошкольников. Однако игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.
Из всего многообразия материала, характеризующего способы познания и преобразования человеком окружающего мира, должны отбираться те явления истории и культуры, которые должны присутствовать в жизни каждого человека и открывать ему путь в мир прекрасного.
Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:
Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
Выявлять предметы музейного значения дома, в школе, на улице, у знакомых – в окружающем мире;
Иметь представление о вкладе различных цивилизаций в мировую культуру;
Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;
Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;
Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;
Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Новости образования:
Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области геометрии. Однако все же главные, г ...
Государственная идеология реформирования национальной образовательной
системы
Становление национальной государственной образовательной системы в России имеет глубокие исторические корни, восходит к социально-экономическим преобразованиям в Российском государстве конца XVII - начала XVIII в.в. – эпохи правления Петра I. В целом, до начала XIX века, становление государственной ...
Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...