Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях

Педагогические практики » Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях

Страница 1

Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая в России в 20-30 годах прошлого столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.

Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития познавательной активности, творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Известно, что у ребенка будут преобладать те способности, для развития которых имеются стимулы и созданы условия. Если условия благоприятны, то развитие способностей идет легко, достигает наибольшей высоты, ребенок может стать талантливым. При «невостребованности» этих способностей происходит необратимый процесс их угасания. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию познавательной активности, творческих способностей.

Поощряя любознательность, сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Для проведения подобной работы мировая художественная культура предоставила педагогом богатейшие возможности.

Часто ли наши дети бывают в музеях? Результаты анкетирования родителей показали, что большинство воспитанников детского сада ни разу не были в музее. Причины самые разные. Чаще мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии, многие родители считают, что с дошкольниками еще рано посещать такие учреждения. Получается, что, обладая богатейшей музейной культурой, мы, взрослые, не используем ее образовательный потенциал в достаточной мере, не знаем, как ввести ребенка в это пространство, и не понимаем, насколько это важно. Музейно-образовательные программы активно внедряются в школьную практику, используются учителем в рамках предметов гуманитарно-эстетического и естественно-научного профиля. Главная их задача – развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Для этого необходимо создать условия, при которых маленький человек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом. Решая эту важнейшую задачу, музейная педагогика опирается на соответствующие разработки отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Таким образом, анализ практической и теоретической деятельности таких ученых, как Иоганн Генрих Песталоцци – швейцарский педагог, американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, швейцарский психолог Жан Пиаже, итальянский педагог Мария Монтессори, опыт работы музейных педагогов Москвы и других регионов, позволил выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие моменты:

Социальных ролей;

Создание игровых ситуаций;

Практического манипулирования с предметами;

Использования ассоциативных связей;

Театрализации;

Самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Ведущим методом в работе с детьми младшего школьного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать. Преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы педагога с учащимися: викторинах и кроссвордах, шарадах и ребусах, командных соревнованиях и дискуссиях, творческих заданиях, выполняемых как в школе, так и на музейных экспозициях, праздниках и театрализованных постановках и т. п.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Решение промежуточных задач по самоконтролю
Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физиче ...

Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей ч ...

Изучение отношения подростков к родине, родному краю, патриотизму
Задача воспитания гражданственности и патриотизма не теряет своей значимости на протяжении различных эпох и формаций. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru