Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка

Страница 2

Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т.д. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

В.В. Зикратов выделяет следующие типы неблагополучных семей, способствующих появлению проблемных детей [30, 44]:

1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где родители тратят много времени и сил на поддержание ее материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно совершенные люди. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания и становления развивающейся личности ребенка.

2. Конфликтные семьи: где наблюдается напряженная обстановка между родителями. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Иногда протестуют против существующего конфликта и встают на сторону одного из родителей.

успех неблагополучный ребенок семья

3. Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам другого, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого.

4. Педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития.

Г.П. Бочкарева выделяет типы неблагополучных семей [29, 81]:

1. Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своему ребенку, подавляют его волю.

2. Семьи, в которых родители при внешнем благополучии безразличны к потребностям ребенка, так как между ними отсутствуют эмоциональные контакты. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи.

3. Семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Как видим, в основу этой классификации положено содержание переживаний ребенка.

Л.С. Алексеева в качестве основания для классификации неблагополучных семей выделяет характер внутрисемейных коммуникаций и внутрисемейное поведение. На основании этих критериев она различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная семья (с высоким уровнем вербальной агрессии), где общаются на повышенных тонах, ежедневно возникают семейные сцены; аморальная семья, где поведение ее членов противоречит принятым в обществе нормам (например, проституция, вплоть до детской); педагогически некомпетентная семья с низким уровнем психолого-педагогических знаний и асоциальная [13, 85].

М.А. Галагузова характеризует неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [66, 176].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
дошкольник природа игра экологический Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неодн ...

Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...

Реформа профильного обучения
Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Эта система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: ба ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru