Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка

Страница 6

Рассмотрим показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка. К ним можно отнести [29, 82]:

1. Нарушение поведения - в 50% неблагополучных семей: бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, вымогательство, аморальные формы поведения, неадекватная реакция на замечания взрослых.

2. Нарушение развития детей - в 70% неблагополучных семей: уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм, тревожность, болезни, недоедание.

3. Нарушение общения - в 45% неблагополучных семей: конфликтность с учителями, сверстниками, агрессивность со сверстниками, аутизм, частое употребление ненормативной лексики, суетливость и /или гиперактивность, нарушение социальных связей с родственниками, контакты с криминогенными группировками.

Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. "Для одного ребенка, - подчеркивает М.И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений "семья - ребенок" имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная" [12, 9].

Таким образом, не только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в обществе благополучными семьи могут оказывать психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка. Семейное неблагополучие приводит к жизненному риску ребенка, порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации. Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, не умении строить свою жизнь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новости образования:

Менеджмент качеством школьного историко-краведческого образования в МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Всем понятно, что образование высокого качества может быть достигнуто только в стабильных условиях функционирования или развития школы. Если управление организовано полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникшие изменения (вносить коррективы в планы, в уже осуществляемую ...

Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста
В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми. В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составля ...

Опыт использования рефлексии на уроках английского языка в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе. Исследовательская работа проводилась в течение педагогической практики 2010-2011 учебного года в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2»г ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru