Учитель показывает – ученики мысленно с ним поют. Слуховое восприятие особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным восприятием, когда дети наблюдают за мимикой способом артикуляции, дыхательными движениями учителя. Качество звучания можно отразить разными видами записи – графика – схемы, ноты, рисунок, показ рукой и т.д.
Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления, развивает творческое воображение.
Правило – когда учитель поет или играет (показывает), ученики должны слушать, смотреть, мысленно попевать – это должно стать условным рефлексом, это активизирует дыхание, голосовой аппарат.
Развитие и охрана голоса в комплексном методе музыкально-эстетического воспитания – фонопедический подход
В вокальной работе есть четыре группы задач:
1. Координационные;
2. Мышечно-тренировочные;
3. Эстетические;
4. Музыкально-исполнительские.
Все четыре группы решаются одновременно в основном за счет комплексного воздействия музыкального и поэтического текстов. Такой подход эффективен для вокально-одаренных лиц.
На уровне массового вокального обучения (в хоровой практике и на уроках в общеобразовательной школе) возникает актуальная потребность в способах первоочередного решения первых двух групп задач в качестве базисных. Совокупность приемов выработки координации и тренажа мышц голосового аппарата в плане подготовки к работе над эстетикой звука и исполнительством, включение защитных механизмов фонации в целях повышения его выносливости и профилактики функциональных расстройств голосообразования – все это определяется как фонопедический подход.
Исполнители любых видов вокального музицирования должны иметь здоровый голосовой аппарат, функционирование которого отвечает следующим критериям: биологическая и эстетическая целесообразность. Формировании голосовой функциональной системы по этим критериям и является задачей фонопедического метода.
Принципы фонопедического метода состоят в следующем:
1. Существует уровень голосовой активности:
- доречевой
- речевой
- певческий
2. Сложный певческо-двигательный навык может быть сформирован из ряда простейших операций, доступных любому человеку, независимо от возраста и уровня вокальной подготовки.
3. Голосовой аппарат человека – саморегулирующая система, в которой произвольному управлению поддается только часть артикуляционной мускулатуры.
Приемы фонопедического подхода отбираются по следующим, довольно жестким критериям:
1. Точность описания
2. Однозначность понимания
3. Безусловная выполняемость
4. Причинно-следственное описание соответствия голосообразующих движений и вокально-телесных ощущений.
5. Опора на слуховые представления и голосообразующие движения базового доречевого уровня.
6. Опора на акустические показатели, минимально искажаемые субъективным восприятием обучаемого.
7. Тренировка фонопедических упражнений.
В результате фонопедического подхода к развитию и охране детского голоса решается вопрос выбора тональностей, это одна из мер охраны детского голоса.
Анатомически и физиологически детский голосовой аппарат ближе построению к женскому, поэтому использование регистров детского голоса идентично использованию в женском академическом пении.
Не имея певческого опыта, дети начинают петь речевым голосом, который в основном действует в нефоноцетном механизме. В тональностях определенных композиторов, одаренные от природы дети с равноценно действующими регистрами интуитивно переходят из регистра в регистр – таких детей мало.
Новости образования:
Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах». Мероприятие проводил ...
Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...
Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Будущий социальный педагог оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить о ...