Анализ современных систем вокально-хоровой культуры учащихся

Страница 2

Учитель показывает – ученики мысленно с ним поют. Слуховое восприятие особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным восприятием, когда дети наблюдают за мимикой способом артикуляции, дыхательными движениями учителя. Качество звучания можно отразить разными видами записи – графика – схемы, ноты, рисунок, показ рукой и т.д.

Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления, развивает творческое воображение.

Правило – когда учитель поет или играет (показывает), ученики должны слушать, смотреть, мысленно попевать – это должно стать условным рефлексом, это активизирует дыхание, голосовой аппарат.

Развитие и охрана голоса в комплексном методе музыкально-эстетического воспитания – фонопедический подход

В вокальной работе есть четыре группы задач:

1. Координационные;

2. Мышечно-тренировочные;

3. Эстетические;

4. Музыкально-исполнительские.

Все четыре группы решаются одновременно в основном за счет комплексного воздействия музыкального и поэтического текстов. Такой подход эффективен для вокально-одаренных лиц.

На уровне массового вокального обучения (в хоровой практике и на уроках в общеобразовательной школе) возникает актуальная потребность в способах первоочередного решения первых двух групп задач в качестве базисных. Совокупность приемов выработки координации и тренажа мышц голосового аппарата в плане подготовки к работе над эстетикой звука и исполнительством, включение защитных механизмов фонации в целях повышения его выносливости и профилактики функциональных расстройств голосообразования – все это определяется как фонопедический подход.

Исполнители любых видов вокального музицирования должны иметь здоровый голосовой аппарат, функционирование которого отвечает следующим критериям: биологическая и эстетическая целесообразность. Формировании голосовой функциональной системы по этим критериям и является задачей фонопедического метода.

Принципы фонопедического метода состоят в следующем:

1. Существует уровень голосовой активности:

- доречевой

- речевой

- певческий

2. Сложный певческо-двигательный навык может быть сформирован из ряда простейших операций, доступных любому человеку, независимо от возраста и уровня вокальной подготовки.

3. Голосовой аппарат человека – саморегулирующая система, в которой произвольному управлению поддается только часть артикуляционной мускулатуры.

Приемы фонопедического подхода отбираются по следующим, довольно жестким критериям:

1. Точность описания

2. Однозначность понимания

3. Безусловная выполняемость

4. Причинно-следственное описание соответствия голосообразующих движений и вокально-телесных ощущений.

5. Опора на слуховые представления и голосообразующие движения базового доречевого уровня.

6. Опора на акустические показатели, минимально искажаемые субъективным восприятием обучаемого.

7. Тренировка фонопедических упражнений.

В результате фонопедического подхода к развитию и охране детского голоса решается вопрос выбора тональностей, это одна из мер охраны детского голоса.

Анатомически и физиологически детский голосовой аппарат ближе построению к женскому, поэтому использование регистров детского голоса идентично использованию в женском академическом пении.

Не имея певческого опыта, дети начинают петь речевым голосом, который в основном действует в нефоноцетном механизме. В тональностях определенных композиторов, одаренные от природы дети с равноценно действующими регистрами интуитивно переходят из регистра в регистр – таких детей мало.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Особенности организации самостоятельных и домашних занятий
Теперь перейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно) рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий. Но прежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий. Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать, ...

Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе химии
Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки. Демонстрационным называют эксперимент, которы ...

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru