Большинство используют нефальцетный регистр, для которого вся октава является не серединой, а высокой тесситурой, в результате они начинают кричать, приобретая хронические и узловые ларингиты или «гудеть».
Проблема «гудошников» порождена нецелесообразным выбором регистрового режима в соответствующей тональности.
Одной из задач фонопедического метода является овладение произвольным управлением регистрации и целесообразное их использование. Выбор тесситуры и тональности имеет к этой задаче прямое отношение, ибо связан с реализацией ее непосредственно в процессе музицирования.
Организация на использование регистров в фонопедическом методе.
1. Тесситура фа1 – си1 самая неудобная.
2. Нефальцетный регистр фам – ми1 (это середина).
3. Фальцетный регистр фа1 – ля2 (середина си1 – фа2).
Для равномерного развития регистровых механизмов необходимо развивать фальцетный регистр у детей в партии, альта и нефальцетный у партии сопрано. Тональности пересмотреть в сторону повышения (ля1 – соль2). Выявить детей, поющих только нефальцетным регистром и выделить их в отдельную группу.
Фонопедический подход предполагает развитие у детей всего комплекса средств академического певческого голосообразования, в результате чего, взрослея, дети продолжают пользоваться теми же навыками.
Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным
Метод показа учителя и воспроизводства детьми на основе подражания наряду с методами воздействия их на сознание.
Показ позитивный и негативный. Дети сами выбирают нужный вариант. Иначе подражание слепое, а не осознанное. Показ в сочетании со словом учителя. Обсуждение, как и почему следует исполнять.
Различаются показ (подражание) в вокально-технической и художественно-исполнительной работе этот метод неизбежен и в меру необходим (при наличии однородности голоса учителя и учеников).
Метод показа сложился в XVI-VII вв. Учитель должен уметь показать, используя различные регистры своего голоса.
Особенно не следует увлекаться методом показа и подражания в художественно-исполнительских моментах. Целесообразно воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, чтобы они почувствовали и пережили художественный образ, в поисковой ситуации наводящими вопросами найти соответствующие исполнительские приемы – это путь к развитию мышления, проявления самостоятельности и творчества.
Механизм подражания образуется подсознательно и дает возможность закрепить то, что возникает непроизвольно. Опора на слуховое восприятие идет по пути от подражаний на уровне подсознания к постепенному осмыслению своих вокальных движений и самостоятельному их осмыслению. Поэтому на начальном этапе в технической работе этот метод преобладает, а в дальнейшем используется минимально.
Метод сравнительного анализа
Используется с первых уроков, когда дети дают оценку певческому звуку (красиво, некрасиво, правильно, неправильно). Аналитические умственные операции развивают мыслительные способности, вокальный слух, художественный вкус. Дети учатся слушать и слышать не только себя, формируют навыки самоконтроля.
Целесообразно использовать записи занятий и голосов, углубляются и уточняются представления о качестве звука и способах его образования.
С общедидактической точки зрения применяются следующие методы и приемы:
1. Наглядный метод (слух, зрит.)
2. Словесные методы (беседа, обсуждение способов исполнения, введение новых понятий, оценка исполнения, анализ недостатков и т.д.).
Новости образования:
Речь про себя
Все наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: "Ма-ма!"; при виде кошки громко восклицает: "Киса! Хочу ки ...
Домашнее задание как одна из форм самостоятельной
деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...
Основные функции и особенности проблемного обучения
Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение на ...