Лингвистическая игра в системе средств обучения русскому языку

Страница 1

Одним из средств активизации учебного процесса являются игровые средства обучения. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников [12, с.63]. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [12, с.64].

Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Развивающее значение игры в своих исследованиях подчеркивали такие ученые, как Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, О.А.Дьячкова, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.

В филологии, педагогике и психологии термин «игра» имеет разные толкования. Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В.Даль (1801-1872) — русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра . то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие» [15, с.7]. У него здесь же: «Играть, игрывать . шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься, чем для забавы, от скуки, безделия» [16, с.549].

«Малый толковый словарь русского языка» трактует игру следующим образом: «Игра . занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования . комплект предметов для такого занятия. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами), проводимое по установленным правилам до определенного момента, считающегося его концом . Массовые соревнования по многим видам спорта . Действия, преследующие тайную цель, интрига» [24, 172].

«Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так: «Игра — один из видов деятельности человека и животных . Детская игра — исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности» [, 117].

Наконец, обратимся к Советскому энциклопедическому словарю, в котором понятие игры изложено следующим образом: «Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе . Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [63, с. 475].

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Ш.А.Амонашвили пишет: «Самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям»[1, С. 148].

Большой интерес для младших школьников представляют игры, используемые в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Система образования в разных странах
Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к челов ...

Организация учебной и воспитательной работы в вузах Ставрополья
В указанном параграфе речь пойдет о развитии научных направлений по физике и математике и интеграции их достижений в образовательный процесс в других вузах Ставрополья. Прежде всего, хотелось бы отметить результаты деятельности и успехи Ставропольского политехнического института, основанного в 1971 ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru