Лингвистическая игра в системе средств обучения русскому языку

Страница 3

недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Исходя из этого, дидактические игры призваны выполнять следующие основные функции:

функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

функция формирования психических новообразований;

функция формирования собственно учебной деятельности;

функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;

функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

игры по сенсорному воспитанию,

лингвистические игры,

игры по ознакомлению с природой,

по формированию математических представлений и др.

Современная дидактика все чаще превращает лингвистические игры в основной инструмент обучения русскому языку. Цель игр со словом - превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно-чувственного мышления; развитие обще-учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря.

В настоящее время существует множество классификаций лингвистических игр (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Классификация лингвистических игр

По тематическому принципу

фонетические игры; лексико-фразеологические игры; игры по морфемике и словообразованию.

По характеру игры

учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие

По характеру педагогического процесса

игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде

с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные, технические, со средствами передвижения

По направленности на решение какой-то одной главной задачи

игры графические; игры словарные; орфографические игры; игры грамматические; игры, развивающие связную речь учащихся; логические игры

В зависимости от основного содержания игровых действий

1 группа - основу содержания игры составляет дидактический материал;

2 группа - дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной.

Мы обратились к классификации дидактических игр по русскому языку, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект (Баев П.М., 1989 г.):

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Модель опытно- экспериментальной работы
Наше исследование велось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем э ...

Экспериментальное подтверждение условий формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Выпускная квалификационная работа, цель которой выявить и экспериментально обосновать условия, при которых метод проекта будет являться средством формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся, включает в себя ряд этапов: 1 этап – констатирующий эксперимент. Цель: выявление уровня сформи ...

Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс
Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы по ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru