Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной школе

Страница 3

Таблица 3

Сводная таблица результатов наблюдений за интересом к русскому языку (наличие положительной мотивации)

Русский язык

Показатели наблюдения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Исходная

мотива-ция

Процессуальная мотивация

Результирую-щая мотивация

Желание

посещать

занятия

(+) или

отсутст-вие такого

желания

(-)

Отношение к

средствам

действия:

положитель-ное

(+) или

отрицатель-ное (-)

Наличие отвлечений

во время

занятий,

их количество за занятие

Наличие

высказыва-ний, выражающих

положитель-

ное (+), отрицатель-ное (-) либо безразличное (0)

отношение к

занятиям

Общая

активность на

занятиях:

увлеченность содержанием занятия(+),

отсутствие увлеченности

(-)

Желание

позаниматься еще после

окончания

занятия (+)

или отсутствие та

кого желания (-)

Констати-рующий

67%

50%

66 раз

41%

45%

23%

Контроль-ный

77%

91%

38 раз

68%

86%

32%

Рисунок 5. Динамика положительной мотивации к урокам русского языка

Диагностика показала увеличение исходной мотивации на 10%, это свидетельствует о том, что 17 детей класса желают посещать уроки русского языка. Наибольший прогресс заметен по параметру «отношение к средствам действия», он вырос почти в два раза - с 50 до 91%. Детям понравились используемые на уроках русского языка лингвистические игры и игровые упражнения. Об этом говорит и уменьшение количества отвлечений на уроке (с 66 до 38), а также рост положительных высказываний об уроках русского языка (С 41 до 68%). Значительно повысилась и активность детей, в решении занимательных загадок и кроссвордов принимали участие дети, ранее редко по своему желанию участвующие в ходе урока.

Замечен рост и последнего показателя, хотя пока на небольшую величину (с 23 до 32%). Это говорит о необходимости продолжить работу в выбранном нами направлении.

Таким образом, мы можем констатировать рост всех показателей по сравнению с констатирующим экспериментом. Это говорит о том, что использование лингвистических игр и упражнений на уроках русского языка действительно служит повышению эффективности развития внимания и активизации интереса к данной дисциплине у младших школьников.

Проведенная нами диагностика на выявление уровня развития внимания и интерес к урокам русского языка показала, что такие характеристики внимания как объем, концентрация и переключаемость сформированы у младших школьников в недостаточной мере, как и интерес к данной дисциплине, который находится на крайне низком уровне.

Результаты диагностики показали необходимость использования на уроках лингвистических игр, которые бы позволили повысить уровень развития перечисленных свойств внимания и активизировать познавательную активность детей на уроках русского языка. С этой целью нами был проведен формирующий эксперимент.

В ходе эксперимента дидактические игры и задания использовались нами на этапах изучения, повторения, обобщения и закрепления материала урока. Были задействованы игры различных видов для разминки, обогащения словарного запаса детей, так и игры, связанные тематически с материалом урока.

На завершающем этапе была проведена повторная диагностика, которая показала повышение уровня развития характеристик внимания, а также значительный рост познавательной активности к урокам русского языка. Сопоставление результатов, полученных в констатирующем и контрольном экспериментах, позволяет нам утверждать, что использованная в этом классе методика использования лингвистических игр была эффективной. Так почти в 2,5 раза увеличилось количество детей с высоким и, в среднем в 2 раза, уменьшилась численность детей с низким уровнем объема внимания, практически в два раза повысилось количество детей с высоким уровнем концентрации и переключаемости внимания. Отмечен и рост познавательной активности на уроках русского языка, что выражается, например, в значительном повышении (с 50 до 91%) такого параметра как отношение к средствам действия, то есть к используемым нами на уроке лингвистическим играм.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Монашеские уставы как историко-педагогические источники
На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Сист ...

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Готовность учеников решать проблемные задания
Привлечение детей к решению проблемного задания возможно при условии общей и локальной готовности их к этому виду деятельности. Прежде чем рассмотреть содержание общей и локальной готовности, нужно выяснить особенности деятельности, которая осуществляется в процессе выполнения проблемного задания. ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru