Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной школе

Страница 3

Таблица 3

Сводная таблица результатов наблюдений за интересом к русскому языку (наличие положительной мотивации)

Русский язык

Показатели наблюдения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Исходная

мотива-ция

Процессуальная мотивация

Результирую-щая мотивация

Желание

посещать

занятия

(+) или

отсутст-вие такого

желания

(-)

Отношение к

средствам

действия:

положитель-ное

(+) или

отрицатель-ное (-)

Наличие отвлечений

во время

занятий,

их количество за занятие

Наличие

высказыва-ний, выражающих

положитель-

ное (+), отрицатель-ное (-) либо безразличное (0)

отношение к

занятиям

Общая

активность на

занятиях:

увлеченность содержанием занятия(+),

отсутствие увлеченности

(-)

Желание

позаниматься еще после

окончания

занятия (+)

или отсутствие та

кого желания (-)

Констати-рующий

67%

50%

66 раз

41%

45%

23%

Контроль-ный

77%

91%

38 раз

68%

86%

32%

Рисунок 5. Динамика положительной мотивации к урокам русского языка

Диагностика показала увеличение исходной мотивации на 10%, это свидетельствует о том, что 17 детей класса желают посещать уроки русского языка. Наибольший прогресс заметен по параметру «отношение к средствам действия», он вырос почти в два раза - с 50 до 91%. Детям понравились используемые на уроках русского языка лингвистические игры и игровые упражнения. Об этом говорит и уменьшение количества отвлечений на уроке (с 66 до 38), а также рост положительных высказываний об уроках русского языка (С 41 до 68%). Значительно повысилась и активность детей, в решении занимательных загадок и кроссвордов принимали участие дети, ранее редко по своему желанию участвующие в ходе урока.

Замечен рост и последнего показателя, хотя пока на небольшую величину (с 23 до 32%). Это говорит о необходимости продолжить работу в выбранном нами направлении.

Таким образом, мы можем констатировать рост всех показателей по сравнению с констатирующим экспериментом. Это говорит о том, что использование лингвистических игр и упражнений на уроках русского языка действительно служит повышению эффективности развития внимания и активизации интереса к данной дисциплине у младших школьников.

Проведенная нами диагностика на выявление уровня развития внимания и интерес к урокам русского языка показала, что такие характеристики внимания как объем, концентрация и переключаемость сформированы у младших школьников в недостаточной мере, как и интерес к данной дисциплине, который находится на крайне низком уровне.

Результаты диагностики показали необходимость использования на уроках лингвистических игр, которые бы позволили повысить уровень развития перечисленных свойств внимания и активизировать познавательную активность детей на уроках русского языка. С этой целью нами был проведен формирующий эксперимент.

В ходе эксперимента дидактические игры и задания использовались нами на этапах изучения, повторения, обобщения и закрепления материала урока. Были задействованы игры различных видов для разминки, обогащения словарного запаса детей, так и игры, связанные тематически с материалом урока.

На завершающем этапе была проведена повторная диагностика, которая показала повышение уровня развития характеристик внимания, а также значительный рост познавательной активности к урокам русского языка. Сопоставление результатов, полученных в констатирующем и контрольном экспериментах, позволяет нам утверждать, что использованная в этом классе методика использования лингвистических игр была эффективной. Так почти в 2,5 раза увеличилось количество детей с высоким и, в среднем в 2 раза, уменьшилась численность детей с низким уровнем объема внимания, практически в два раза повысилось количество детей с высоким уровнем концентрации и переключаемости внимания. Отмечен и рост познавательной активности на уроках русского языка, что выражается, например, в значительном повышении (с 50 до 91%) такого параметра как отношение к средствам действия, то есть к используемым нами на уроке лингвистическим играм.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Понятие дистанционной формы обучения
Дистанционное обучение (ДО) – это существующая реальность образования не только в России, но и во всем мире. В одних источниках информации читаем: «ДО» в других «Дистанционное образование». Обучение и образование – ключевые теории в дидактике. Разберемся в этих понятиях. Рассмотрим несколько поняти ...

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс
Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы по ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru