Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной школе

Страница 3

Таблица 3

Сводная таблица результатов наблюдений за интересом к русскому языку (наличие положительной мотивации)

Русский язык

Показатели наблюдения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Исходная

мотива-ция

Процессуальная мотивация

Результирую-щая мотивация

Желание

посещать

занятия

(+) или

отсутст-вие такого

желания

(-)

Отношение к

средствам

действия:

положитель-ное

(+) или

отрицатель-ное (-)

Наличие отвлечений

во время

занятий,

их количество за занятие

Наличие

высказыва-ний, выражающих

положитель-

ное (+), отрицатель-ное (-) либо безразличное (0)

отношение к

занятиям

Общая

активность на

занятиях:

увлеченность содержанием занятия(+),

отсутствие увлеченности

(-)

Желание

позаниматься еще после

окончания

занятия (+)

или отсутствие та

кого желания (-)

Констати-рующий

67%

50%

66 раз

41%

45%

23%

Контроль-ный

77%

91%

38 раз

68%

86%

32%

Рисунок 5. Динамика положительной мотивации к урокам русского языка

Диагностика показала увеличение исходной мотивации на 10%, это свидетельствует о том, что 17 детей класса желают посещать уроки русского языка. Наибольший прогресс заметен по параметру «отношение к средствам действия», он вырос почти в два раза - с 50 до 91%. Детям понравились используемые на уроках русского языка лингвистические игры и игровые упражнения. Об этом говорит и уменьшение количества отвлечений на уроке (с 66 до 38), а также рост положительных высказываний об уроках русского языка (С 41 до 68%). Значительно повысилась и активность детей, в решении занимательных загадок и кроссвордов принимали участие дети, ранее редко по своему желанию участвующие в ходе урока.

Замечен рост и последнего показателя, хотя пока на небольшую величину (с 23 до 32%). Это говорит о необходимости продолжить работу в выбранном нами направлении.

Таким образом, мы можем констатировать рост всех показателей по сравнению с констатирующим экспериментом. Это говорит о том, что использование лингвистических игр и упражнений на уроках русского языка действительно служит повышению эффективности развития внимания и активизации интереса к данной дисциплине у младших школьников.

Проведенная нами диагностика на выявление уровня развития внимания и интерес к урокам русского языка показала, что такие характеристики внимания как объем, концентрация и переключаемость сформированы у младших школьников в недостаточной мере, как и интерес к данной дисциплине, который находится на крайне низком уровне.

Результаты диагностики показали необходимость использования на уроках лингвистических игр, которые бы позволили повысить уровень развития перечисленных свойств внимания и активизировать познавательную активность детей на уроках русского языка. С этой целью нами был проведен формирующий эксперимент.

В ходе эксперимента дидактические игры и задания использовались нами на этапах изучения, повторения, обобщения и закрепления материала урока. Были задействованы игры различных видов для разминки, обогащения словарного запаса детей, так и игры, связанные тематически с материалом урока.

На завершающем этапе была проведена повторная диагностика, которая показала повышение уровня развития характеристик внимания, а также значительный рост познавательной активности к урокам русского языка. Сопоставление результатов, полученных в констатирующем и контрольном экспериментах, позволяет нам утверждать, что использованная в этом классе методика использования лингвистических игр была эффективной. Так почти в 2,5 раза увеличилось количество детей с высоким и, в среднем в 2 раза, уменьшилась численность детей с низким уровнем объема внимания, практически в два раза повысилось количество детей с высоким уровнем концентрации и переключаемости внимания. Отмечен и рост познавательной активности на уроках русского языка, что выражается, например, в значительном повышении (с 50 до 91%) такого параметра как отношение к средствам действия, то есть к используемым нами на уроке лингвистическим играм.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла
Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса. Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удов ...

Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...

Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно. 2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, гр ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru