Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Страница 1

Социально-педагогические системы (СПС) – это совокупность складывающихся в обществе и взаимосвязанных образовательных институтов, в которых реализуется преемственность поколений вследствие спонтанного и специально организованного воспитания и обучения. СПС – понятие более широкое, чем система образования (СО). Если СО, согласно определению, данному в Законе Российской Федерации «Об образовании», представляет собой учреждаемую обществом и государством трёхблочную структуру – образовательные стандарты и программы, совокупность образовательных учреждений и органы управления образованием – то СПС включает в себя и официальную систему образования, и совокупность возникающих спонтанно и в силу сложившихся в обществе традиций образовательных институтов. Например, официальная СО не включает в себя такие образовательные институты, как семья, неформальные общественные объединения, СМИ, учреждения культуры, группы по интересам, этнические группы, землячества и многое другое, что неизбежно влияет на изменение образа личности и межличностных отношений в сообществах. Эти изменения происходят, прежде всего, в совместной жизнедеятельности субъектов общества в процессе их вербального и невербального общения и других видах совместной деятельности.

Общение является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности людей, в которой они обмениваются словами, жестами, взглядами, личным опытом. Можно с уверенностью сказать, что общение само по себе является разновидностью человеческой деятельности наряду и в контексте с игрой, учением, трудом, художественной и физкультурно-спортивной деятельностью. Общение, как деятельность, с неизбежностью является атрибутом любой другой деятельности, ибо всякая из них имеет общественный характер и понуждает людей к взаимодействию путём обмена информацией. Носителями, «передатчиками» и «приёмниками» этой информации являются партнёры по общению – субъекты общения.

Состоя в тех или иных сообществах – в коллективах, малых или больших общественных группах, каждый человек через общение способен представить другому (другим) своё уникальное «Я». Уникальность каждой личности выражается в её индивидуальности. Как на одном и том же дереве не бывает абсолютно одинаковых, с точки зрения микроскопического анализа, листочков, так и в человеческом сообществе все люди на их индивидуальном уровне различны. Эти различия и являются основой тому, что каждый член любого сообщества потенциально несёт в себе информацию, которая не свойственна другим, а значит, может быть для них интересной. Интересным один человек для другого представляется тогда, когда в общении с ним можно получить новые знания о нём, об окружающем мире, желаемый эмоциональный настрой или преодолеть возникшую неопределённость в поведении.

По мнению современных отечественных психологов Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, основным средством общения в социальных группах являются сообщения. Сообщение – разновидность информации, предназначенной для передачи другим людям и восприятия другими людьми. Сообщения тогда и только тогда воспринимаются партнёрами по общению и достигают в них те или иные психологические эффекты, если они соответствуют их собственным информационным запросам. Психологические эффекты могут выражаться в обогащении фонда знаний другого (расширении имеющихся у него тезауруса), в побуждении у него эмоций и мотивов и, наконец, в получении информации для выбора способов деятельности. В связи с этим психологом Ю.Н. Кулюткиным все виды сообщений разделены на познавательные, мотивационно-личностные (эмотивные) и инструментальные, в зависимости от того, на достижение каких психологических эффектов они рассчитаны.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Монастырские школы
В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских. Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступ ...

Педагогические рекомендации по проблеме развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются [16], поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь ...

Педагогические идеи Роберта Оуэна в его работе «новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера»
«Утописты, мечтающие о быстрой реформе рода человеческого, не знают истории человеческой души, но эти самые утописты необходимы: только их пламенным рвением движется этот медлительный процесс, и новая идея, хотя медленно и трудно, но все же входит в характер человека и человечества. Без этих утопис ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru