Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Страница 1

Социально-педагогические системы (СПС) – это совокупность складывающихся в обществе и взаимосвязанных образовательных институтов, в которых реализуется преемственность поколений вследствие спонтанного и специально организованного воспитания и обучения. СПС – понятие более широкое, чем система образования (СО). Если СО, согласно определению, данному в Законе Российской Федерации «Об образовании», представляет собой учреждаемую обществом и государством трёхблочную структуру – образовательные стандарты и программы, совокупность образовательных учреждений и органы управления образованием – то СПС включает в себя и официальную систему образования, и совокупность возникающих спонтанно и в силу сложившихся в обществе традиций образовательных институтов. Например, официальная СО не включает в себя такие образовательные институты, как семья, неформальные общественные объединения, СМИ, учреждения культуры, группы по интересам, этнические группы, землячества и многое другое, что неизбежно влияет на изменение образа личности и межличностных отношений в сообществах. Эти изменения происходят, прежде всего, в совместной жизнедеятельности субъектов общества в процессе их вербального и невербального общения и других видах совместной деятельности.

Общение является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности людей, в которой они обмениваются словами, жестами, взглядами, личным опытом. Можно с уверенностью сказать, что общение само по себе является разновидностью человеческой деятельности наряду и в контексте с игрой, учением, трудом, художественной и физкультурно-спортивной деятельностью. Общение, как деятельность, с неизбежностью является атрибутом любой другой деятельности, ибо всякая из них имеет общественный характер и понуждает людей к взаимодействию путём обмена информацией. Носителями, «передатчиками» и «приёмниками» этой информации являются партнёры по общению – субъекты общения.

Состоя в тех или иных сообществах – в коллективах, малых или больших общественных группах, каждый человек через общение способен представить другому (другим) своё уникальное «Я». Уникальность каждой личности выражается в её индивидуальности. Как на одном и том же дереве не бывает абсолютно одинаковых, с точки зрения микроскопического анализа, листочков, так и в человеческом сообществе все люди на их индивидуальном уровне различны. Эти различия и являются основой тому, что каждый член любого сообщества потенциально несёт в себе информацию, которая не свойственна другим, а значит, может быть для них интересной. Интересным один человек для другого представляется тогда, когда в общении с ним можно получить новые знания о нём, об окружающем мире, желаемый эмоциональный настрой или преодолеть возникшую неопределённость в поведении.

По мнению современных отечественных психологов Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, основным средством общения в социальных группах являются сообщения. Сообщение – разновидность информации, предназначенной для передачи другим людям и восприятия другими людьми. Сообщения тогда и только тогда воспринимаются партнёрами по общению и достигают в них те или иные психологические эффекты, если они соответствуют их собственным информационным запросам. Психологические эффекты могут выражаться в обогащении фонда знаний другого (расширении имеющихся у него тезауруса), в побуждении у него эмоций и мотивов и, наконец, в получении информации для выбора способов деятельности. В связи с этим психологом Ю.Н. Кулюткиным все виды сообщений разделены на познавательные, мотивационно-личностные (эмотивные) и инструментальные, в зависимости от того, на достижение каких психологических эффектов они рассчитаны.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники: программы, направленные на экологическое воспитание дош ...

Роль задач в обучение, роль задач в развитие логического мышления
Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, спо­собности и умения отыскать более или менее оптимальное в данных условиях решение. Поэтому не удивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru