Сущность профессионального самоопределения

Страница 1

До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда [10].

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. В словарях профессиональное самоопределение определяется как, процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально – профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождение в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [45, 10].

В анализе профессионального самоопределения возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласование собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни).

Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения: дошкольный – формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа – возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) – осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) – начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение – профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность – повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность [53, 14].

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»…При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения состоит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную жизненную стратегию, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность [19].

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «…как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». (Климов, 1991, с.20). Также он выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [18, 45].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Особенности языка программирования Pascal ABC
В языке Pascal ABC любая переменная характеризуется своим типом. Под типом в данном случае понимается множество значений, которые может принимать переменная и, как следствие, множество операций, допустимых над переменной.Паскаль является языком жесткой типизации. Это означает, что тип переменной оп ...

Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений
Культура, в отличие от первозданной природы и происходящих в ней явлений, есть феномен «рукотворный», созданный руками, умом и душой человека, человечеством. Среди этих человеческих творений сложилась и культура отношений между различными народами, нациями и людьми различных национальностей (этносо ...

Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru