Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся

Педагогические практики » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся

Страница 5

Б) способностей и других личностных характеристик человека;

В) потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества.

4. Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. Рассмотрение профориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этом случае вся система профориентационной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (группе профессий) на основе сопоставления уровня развития его способностей у профессионалов. В конечном итоге такой подход сведет всю профориентационную работу к профотбору, что уже имело место в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века и оказало пагубное воздействие на развитие науки.

5. Активность профориентации предполагает не просто воздействие на личность, а ее формирование в ходе этой работы, учет всего ее жизненного пути при определении сферы будущей профессиональной деятельности. [12].

Существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Активные формы профориентационной работы направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активных форм профессионального и личностного самоопределения:

1. Профориентационные игры с классом – рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более скромный эффект, чем более длительные терапевтические группы и консультации.

2. Игровые профориентационные упражнения. По сравнению с профориентационными играми, предназначенные для работы с целым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к собственно профориентационным играм. Для большей эффективности игровые профориентационные упражнения должны использоваться в сочетании с другими формами и методами профориентационной работы. Вполне допустимо также сочетание профориентационных упражнений с непрофориентационными, например, с упражнениями, моделирующими различные аспекты общения, поведения в конфликтных ситуациях и даже с упражнениями, носящими чисто развлекательный (или релаксационный) характер. Важно при этом так выстраивать программы профориентационной работы, чтобы основной акцент в них делался не на психологических особенностях общения, а на проблемах профессионального и личностного самоопределения, которые могут оказаться даже интереснее и глубже, чем традиционная психотерапия.

3. Карточные профконсультационные методики:

А) информационно-поисковые системы – ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);

Б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.

4. Настольные карточные игры – были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм. Поначалу эти методики задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере). Главное достоинство карточных консультационных технологий – наглядность и предметность поискового действия, возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов, а также внешнее сходство с методами «гадалок», что привносит в профконсультационную работу дополнительную интригу. Заметим, что и гадалка, и профконсультант, использующий специальные карты, вкладывают в эти карты определенные смыслы, понятные клиенту. Но если для гадалки карты служат скорее для того, чтобы в чем-то «убедить» клиента, то профконсультант использует свои карты не для «убеждения», а для того, чтобы сделать более понятной и доступной для совместного обсуждения с клиентом его собственные проблемы, а главное – чтобы максимально активизировать клиента для самостоятельного размышления и осознанного принятия решения. Отметим, что в карточных игровых методиках нет и намека на какую-либо «мистику», в этих методиках используется лишь эффективная карточная технология, успешно зарекомендовавшая себя за свою многовековую историю.

5. Бланковые карточные методики: идея – самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла
Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса. Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удов ...

Выбор и обоснование методик развития мнемических способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...

Сопоставительно-критический обзор методов обучения чтению
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода об ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru