Валеология – наука о здоровье или валеология как наука быть здоровым коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний, об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомогания, то валеология ставит задачу природы здоровья (валеология), причин, факторов и механизмов здоровья.
Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, и интеллектуальной и физической работоспособности.
Российский учёный И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел понятие "валеология" (как производное от латинского … – здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к следующему.
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.
Валеология – наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания здоровья.
К основным метатеоретическим категориям валеологии (как и любой другой науки) относятся дефиниция, объект, предмет, объектная и предметная области, структура, цель, задачи, методы и некоторые другие моносистемы (метатеория – наука о свойствах какой-либо другой науки или теории).
Дефиниция. Валеология – наука, изучающая сущность и проявления здоровья, методы его диагностики, прогнозирования и коррекции для повышения, стабилизации и поддержания его уровня, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации индивида; а также варианты: валеология – наука о закономерностях проявления, механизмах и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека; валеология – наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.
Объектная область валеологии – науки о человеке; объект – человек; предметная область – основы индивидуального и популяционного здоровья; предмет – индивидуальное здоровье.
Цель валеологии – формирование валеологически образованной личности, способной направленно использовать валеологические средства для созидания, сохранения, укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности или других способов реализации своей жизнедеятельности.
Основные задачи валеологии:
1) разработка и реализация представлений о сущности здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогноза;
2) на основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения;
3) формирование «психологии здоровья»;
4) разработка методологии формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья;
5) обеспечение профилактики заболеваний через повышение уровня здоровья;
6) разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье; и др.
Валеология как наука использует и общелогические методы, и методы эмпирического познания, и методы теоретического познания – которые, в свою очередь, можно подразделить на общие и специфические.
Из общих методов валеологии можно отметить следующие:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. Учебные, научно-методические, научные публикации о здоровье человека анализируются и интерпретируются на основе выделения и сопоставления инвариантных положений, признаков, категорий с последующим их обобщением, переходом к более общим понятиям, суждениям – и синтезом – их соединением в системы той или иной степени целостности, что позволяет определить научную разработанность проблемы и современные взгляды на нее, уточнить представления о понятийном аппарате, выявить методики, адекватные поставленным задачам.
Новости образования:
Развитие профильного обучения при преподавании химии
Систему профессиональной ориентации следует рассматривать, применяя к ней системно-структурный подход и характеризуя каждый из ее элементов. Решение проблем, связанных с профессиональной ориентацией, является важной задачей всего коллектива учителей каждой школы. Системный подход к этой важнейшей г ...
Описание функционала Web-сайта по
проверке уровня знаний математики учениками младших классов
Разработана WEB-система тестирования учеников со следующим функционалом: создание теста создание вопроса с выбором правильного варианта ответа назначение максимального количества баллов за каждый полностью правильный ответ возможность размещения ответов в случайном порядке. Целью сайта онлайн-тести ...
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительског ...