Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе других наук

Страница 1

Валеология – наука о здоровье или валеология как наука быть здоровым коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний, об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомогания, то валеология ставит задачу природы здоровья (валеология), причин, факторов и механизмов здоровья.

Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, и интеллектуальной и физической работоспособности.

Российский учёный И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел понятие "валеология" (как производное от латинского … – здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к следующему.

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Валеология – наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания здоровья.

К основным метатеоретическим категориям валеологии (как и любой другой науки) относятся дефиниция, объект, предмет, объектная и предметная области, структура, цель, задачи, методы и некоторые другие моносистемы (метатеория – наука о свойствах какой-либо другой науки или теории).

Дефиниция. Валеология – наука, изучающая сущность и проявления здоровья, методы его диагностики, прогнозирования и коррекции для повышения, стабилизации и поддержания его уровня, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации индивида; а также варианты: валеология – наука о закономерностях проявления, механизмах и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека; валеология – наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.

Объектная область валеологии – науки о человеке; объект – человек; предметная область – основы индивидуального и популяционного здоровья; предмет – индивидуальное здоровье.

Цель валеологии – формирование валеологически образованной личности, способной направленно использовать валеологические средства для созидания, сохранения, укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности или других способов реализации своей жизнедеятельности.

Основные задачи валеологии:

1) разработка и реализация представлений о сущности здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогноза;

2) на основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения;

3) формирование «психологии здоровья»;

4) разработка методологии формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья;

5) обеспечение профилактики заболеваний через повышение уровня здоровья;

6) разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье; и др.

Валеология как наука использует и общелогические методы, и методы эмпирического познания, и методы теоретического познания – которые, в свою очередь, можно подразделить на общие и специфические.

Из общих методов валеологии можно отметить следующие:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. Учебные, научно-методические, научные публикации о здоровье человека анализируются и интерпретируются на основе выделения и сопоставления инвариантных положений, признаков, категорий с последующим их обобщением, переходом к более общим понятиям, суждениям – и синтезом – их соединением в системы той или иной степени целостности, что позволяет определить научную разработанность проблемы и современные взгляды на нее, уточнить представления о понятийном аппарате, выявить методики, адекватные поставленным задачам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Задача и умение её решать
В начальном курсе обучения математике задачи играют большую роль. Что составляет содержание понятия «задача»? В Толковом Словаре русского языка Ожегова С.И. дана такая трактовка этого понятия: «задача - это то, что требует разрешения, исполнения». [17, с. 203] Из «Психологического словаря» мы узнаё ...

Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...

Модель опытно- экспериментальной работы
Наше исследование велось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем э ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru