Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе других наук

Страница 2

2. Наблюдение: целенаправленное восприятие явлений объективной действительности: непосредственное; аппаратурное наблюдение (фото-, кино-, видео- и др. аппаратура); обследование-измерение (в т.ч. с помощью специальных тестов).

3. Эксперимент: воспроизведение явлений или активное воздействие на них в познавательных целях.

4. Системный подход. Изучение здоровья в многоаспектности и целостности, предполагает применение системного подхода, его предметного (структурно-компонентного), функционального (внешнего и внутреннего), исторического (генезис и прогноз) аспектов. Структурный анализ как предметный аспект системного подхода используется для определения компонентов (подсистем) здоровья и характера их взаимосвязи. Функциональный анализ применяется для выявления внутреннего функционирования системы здоровья, взаимодействия ее компонентов, а также внешнего функционирования, ее взаимодействия с метасистемами. Генетический анализ (генезис) как часть исторического аспекта системного подхода применяется для отражения динамики показателей здоровья, а также концепций, включающих в себя «здоровье», «валеологию» или другие сопряженные категории; прогностический анализ (прогноз) – для изучения предполагаемого развития этих категорий. Системный анализ дополняется системным синтезом, обеспечивающим реализацию интегративных функций. Системный подход является также обобщающей основой результатов исследования.

5. Научная рефлексия – метод, направляющий мышление на предметное рассмотрение самого знания о здоровье, критический анализ содержания этого знания и механизмов его формирования, поиск неявных предпосылок научного познания и развитие исходной концептуальной базы валеологии.

6. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в аспектах, интересующих познание. При наглядном отображении явлений и процессов, связанных со здоровьем, используется, в частности – знаковое моделирование, при котором абстрагирование, идеализация, конкретизация реализовываются в схемах и рисунках. Основой такого моделирования выступают: таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение, учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов – таксоны; и типология – разделение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной или идеализированной модели.

7. Методы математической статистики (корреляционный анализ).

Группы специфических методов валеологии:

1) диагностика уровня здоровья (валеометрия);

2) прогнозирование здоровья;

3) управление здоровьем.

Из валеометрических методов можно выделить следующие группы.

1. Методы, диагностирующие состояние авторегуляционных процессов на уровне центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы: динамическая омегаметрия, системно-симметрийный анализ ЭКГ процессов вегетативной регуляции. Сочетание этих диагностических методов с анализом факторов риска развития диабета и атеросклероза с помощью сухой химии открыло принципиально новые возможности в скрининговых исследованиях здоровья населения.

2. Считающиеся «нетрадиционными» до настоящего времени методы акупунктурной диагностики: с помощью компьютерных систем «Зодиак» (анализ кси-потенциала и методов Накатани. Характерно, что внедрение в «измерение здоровья» данных методов позволило обеспечить неинвазивную экспресс-диагностику взаимодействия механизмов эрго- и трофотропной регуляции и холистическую диагностику состояния биоэнергетического гомеостаза организма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных компонентов в общении
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...

Рекомендации по подготовке и проведению уроков английского языка с использованием рефлексии
Необходимость разработки системы уроков с использованием рефлексии, обусловила проведение уроков с внедрением данных рекомендаций. Уроки проводились в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель, Белгородской области. Основной задачей являлось - ...

Янош Больяи
Больяи (Бояи, а также Бойаи) Янош (15.12.1802-27.1.1860)- венгерский математик и военный инженер. Родился в Коложваре (ныне Клуж-Напека, Румыния), Его отец Фаркаш (Вольфганг) Больяи - профессор математики и поэт (9.2.1775-21.11.1856), друг К. Ф. Гаусса. Фаркаш Больяи строго доказал, что равновелики ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru