Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе других наук

Страница 2

2. Наблюдение: целенаправленное восприятие явлений объективной действительности: непосредственное; аппаратурное наблюдение (фото-, кино-, видео- и др. аппаратура); обследование-измерение (в т.ч. с помощью специальных тестов).

3. Эксперимент: воспроизведение явлений или активное воздействие на них в познавательных целях.

4. Системный подход. Изучение здоровья в многоаспектности и целостности, предполагает применение системного подхода, его предметного (структурно-компонентного), функционального (внешнего и внутреннего), исторического (генезис и прогноз) аспектов. Структурный анализ как предметный аспект системного подхода используется для определения компонентов (подсистем) здоровья и характера их взаимосвязи. Функциональный анализ применяется для выявления внутреннего функционирования системы здоровья, взаимодействия ее компонентов, а также внешнего функционирования, ее взаимодействия с метасистемами. Генетический анализ (генезис) как часть исторического аспекта системного подхода применяется для отражения динамики показателей здоровья, а также концепций, включающих в себя «здоровье», «валеологию» или другие сопряженные категории; прогностический анализ (прогноз) – для изучения предполагаемого развития этих категорий. Системный анализ дополняется системным синтезом, обеспечивающим реализацию интегративных функций. Системный подход является также обобщающей основой результатов исследования.

5. Научная рефлексия – метод, направляющий мышление на предметное рассмотрение самого знания о здоровье, критический анализ содержания этого знания и механизмов его формирования, поиск неявных предпосылок научного познания и развитие исходной концептуальной базы валеологии.

6. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в аспектах, интересующих познание. При наглядном отображении явлений и процессов, связанных со здоровьем, используется, в частности – знаковое моделирование, при котором абстрагирование, идеализация, конкретизация реализовываются в схемах и рисунках. Основой такого моделирования выступают: таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение, учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов – таксоны; и типология – разделение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной или идеализированной модели.

7. Методы математической статистики (корреляционный анализ).

Группы специфических методов валеологии:

1) диагностика уровня здоровья (валеометрия);

2) прогнозирование здоровья;

3) управление здоровьем.

Из валеометрических методов можно выделить следующие группы.

1. Методы, диагностирующие состояние авторегуляционных процессов на уровне центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы: динамическая омегаметрия, системно-симметрийный анализ ЭКГ процессов вегетативной регуляции. Сочетание этих диагностических методов с анализом факторов риска развития диабета и атеросклероза с помощью сухой химии открыло принципиально новые возможности в скрининговых исследованиях здоровья населения.

2. Считающиеся «нетрадиционными» до настоящего времени методы акупунктурной диагностики: с помощью компьютерных систем «Зодиак» (анализ кси-потенциала и методов Накатани. Характерно, что внедрение в «измерение здоровья» данных методов позволило обеспечить неинвазивную экспресс-диагностику взаимодействия механизмов эрго- и трофотропной регуляции и холистическую диагностику состояния биоэнергетического гомеостаза организма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Понятие преобразования задачи
Анализ литературы показывает, что последнее время уделяется внимание работе над решенной задачей. Предлагаются следующие виды работ: 1. Введение в условие задачи новых данных; 2. Изменение вопроса без изменения условия; 3. Изменение условия без изменения вопроса; 4. Изменение условия и вопроса; 5. ...

Значение творческой индивидуальности в работе педагога
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет е ...

Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников
Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание. Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспит ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru