Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе других наук

Страница 3

3. Психофизические методы, ориентированные на диагностику толерантности к физической (метод Борга) и психической (психоэмоциональная устойчивость) нагрузкам. Эти методы в сочетании с многопараметрической диагностикой нервно-психического статуса (метод «POMS») позволяют, как показывают проведенные исследования, достаточно объективно оценить психофизиологические резервы организма.

4. Метод, совмещающий парадигмы «адаптационной» и «креативной» валеологии – тест «Wellness», адаптации и изучению адекватности применения которого в валеометрии посвящена специальная серия исследований (тест «Wellness» оценивает состояние личностного благополучия по шести базисным измерениям и разработан Национальным институтом благополучия в США. Русская версия теста разработана в 1995 году.

5. Тесты физического развития (оценка длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и других показателей, традиционно используемых для характеристики уровня и темпов физического развития, а также его гармоничности).

6. Тесты двигательной подготовленности (специально подобранная на основе математических методов анализа и моделирования батарея двигательных тестовых заданий, позволяющая получать комплексное и наиболее полное описание развития моторной сферы ребенка, его двигательный возраст, двигательный потенциал, гармоничность двигательного развития и возможные направления перспективной спортивной тренировки);

7. Психофизиологические тесты (компьютерные и анкетные варианты обследования психофизиологических особенностей для характеристики психофизической индивидуальности и выявления психоэмоциональных факторов риска);

Место валеологии в системе наук.

Валеология – это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

В начале этой главы уже было показано, что валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество – человек – среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Базовый набор структур и построение алгоритмов на их основе
Теория структурного программирования доказывает, что алгоритм любой степени сложности можно построить с помощью основного базового набора структур:1) последовательная (линейная) структура;2) ветвящаяся структура;3) циклическая структура.Наиболее простыми для понимания и использования являются линей ...

Цели и задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся по химии
Задача проверки должна быть согласована с основной задачей обучения химии как предмета. Учитель обязан дать глубокие, прочные и осознанные знания, научить применять эти знания на практике. Этого можно достигнуть путем совершенствования всего педагогического процесса, в том числе проверки знаний, ум ...

Дети говорят друг с другом
Психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, т.е. направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-то позвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться - добиться внимания, участия матери, отца, няни и для этого начинает очен ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru