Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Страница 1

Для анализа опыта педагогов мы использовали выборку статей опубликованных в периодическом издании «Дошкольное воспитание» с 2000 по 2009 год. Всего проанализировано 102 журнала, выборка статей состоит из 16 публикаций.

В данных статьях авторы в разные годы рассматривают экологическое образование дошкольников. Они предлагают различные подходы к формированию предметно-развивающей среды в данном направлении.

Больше всего на тему экологического воспитания дошкольников и создания предметно-развивающей среды в ДОУ пишут такие авторы, рассмотренные в нашем анализе как Т. Николаева, Н. Рыжова, В. Ашиков, Богданец.

В содержании статей авторы обращают внимание на следующие особенности организации и использовании среды в экологическом образовании дошкольников.

Например, О. Барабанчук, И. Ершова, Л. Берман в своей статье говорят о том, что «разработали систему специально организованных занятий, в ходе которых используются различные игровые приемы, ведение календарей природы, беседы эвристического характера. Большую помощь оказывают модели и схемы, рекомендованные С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой» [5, с. 126].

Действующая модель, имеющая сходство с натурой, вскрывает характер объекта, его связь с окружающими условиями и более доступна для восприятия.

В связи с этим удобно использовать в работе «живую картинку» леса и участка детского сада. На макете участка мы вместе с детьми выставляем модели деревьев, трав и кустарников, а также помещаем модели насекомых, птиц и животных, которых встречаем и рассматриваем во время наблюдений на прогулках [5, с. 126].

В. Ашиков в своей статье основывается на программе «Семицветик», которая нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают, что от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать [3, с. 4].

Он пишет: «Важно окружить детей красивыми образами» [4, с. 9].

Л. Павлова говорит о том, что большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, ‒ ребенок учится играя [42, с. 40].

Н. Рыжова описывает свой экологический проект «Здравствуй, дерево» в трех номерах журнала. В публикациях говорится о том, что «огромную роль в экологическом образовании детей младшего возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Как уже упоминалось, большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой. Наши многочисленные вопросы показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день» [46, с. 38].

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше дошкольных учреждений и школ. Практика показала, что дошкольники и младшеклассники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа [46, с. 37].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Химический диктант и другие виды опроса
В практике работы учителей для учета знаний применяют химический диктант. Вопросы для химического диктанта могут быть следующими: написать формулы веществ по названиям, определить валентность элемента в соединениях, дать определение химических понятий, сформулировать законы, зарисовать приборы и т. ...

Формы организации учебной работы в начальных классах
Форма — это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятии, организацию учебной деятельности учители и учащихся. Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникае ...

Протест
На третьем-четвертом году жизни мир ребенка, характеризующийся его неотделимой от взрослого позицией, превращается в мир «Я», для построения которого необходима выработка собственной внутренней позиции ребенка. Для того чтобы впоследствии установить новые, более высокие взаимоотношения с окружающим ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru