Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Страница 1

Для анализа опыта педагогов мы использовали выборку статей опубликованных в периодическом издании «Дошкольное воспитание» с 2000 по 2009 год. Всего проанализировано 102 журнала, выборка статей состоит из 16 публикаций.

В данных статьях авторы в разные годы рассматривают экологическое образование дошкольников. Они предлагают различные подходы к формированию предметно-развивающей среды в данном направлении.

Больше всего на тему экологического воспитания дошкольников и создания предметно-развивающей среды в ДОУ пишут такие авторы, рассмотренные в нашем анализе как Т. Николаева, Н. Рыжова, В. Ашиков, Богданец.

В содержании статей авторы обращают внимание на следующие особенности организации и использовании среды в экологическом образовании дошкольников.

Например, О. Барабанчук, И. Ершова, Л. Берман в своей статье говорят о том, что «разработали систему специально организованных занятий, в ходе которых используются различные игровые приемы, ведение календарей природы, беседы эвристического характера. Большую помощь оказывают модели и схемы, рекомендованные С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой» [5, с. 126].

Действующая модель, имеющая сходство с натурой, вскрывает характер объекта, его связь с окружающими условиями и более доступна для восприятия.

В связи с этим удобно использовать в работе «живую картинку» леса и участка детского сада. На макете участка мы вместе с детьми выставляем модели деревьев, трав и кустарников, а также помещаем модели насекомых, птиц и животных, которых встречаем и рассматриваем во время наблюдений на прогулках [5, с. 126].

В. Ашиков в своей статье основывается на программе «Семицветик», которая нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают, что от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать [3, с. 4].

Он пишет: «Важно окружить детей красивыми образами» [4, с. 9].

Л. Павлова говорит о том, что большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, ‒ ребенок учится играя [42, с. 40].

Н. Рыжова описывает свой экологический проект «Здравствуй, дерево» в трех номерах журнала. В публикациях говорится о том, что «огромную роль в экологическом образовании детей младшего возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Как уже упоминалось, большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой. Наши многочисленные вопросы показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день» [46, с. 38].

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше дошкольных учреждений и школ. Практика показала, что дошкольники и младшеклассники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа [46, с. 37].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Нестандартные уроки
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...

Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
дошкольник природа игра экологический Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неодн ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru